Наталья Русанова
Методы и приемы сенсорного воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного восприятия ребенка в раннем возрасте имеет очень большое значение. Основная задача в этом возрасте состоит в представлении развития внимания к свойствам предметов. Когда ребенок начинает делать хватательные движения. В этом возрасте необходимо помочь ребенку, научить его хватать определенную форму предмета, его величину и видеть положение в пространстве. Постепенно это свойство поможет ему приобрести определенное значение: маленькое - это то, что можно схватить одной рукой, большое - двумя руками, круглое - то, что охватывает одной ладошкой, квадратное - то, что берется пальцами, охватывая предмет с двух сторон.
Публикация «Методы и приемы сенсорного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На третьем году жизни ребенок начинает приобретать определенные знания о цвете, форме, величине и других свойствах.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено ознакомлением лишь с одним - двумя сенсорными признаками. Оно требует широкого ориентирования в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. Нужно воспитывать у ребенка умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формировать особое внимание к этим свойствам.
Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. В начале дети упражняются в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков : величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе занятия детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет.
На следующем этапе целью является выработка у детей соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств.
На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов должны быть одинаковыми. При этом следует учить понимать слова: такой, не такой, большой, маленький.
Особое внимание уделяется занятиям по ознакомлению детей с цветом. Сложность изучения цветов в том, что его нельзя потрогать рукой, как это происходит при ознакомлении с формой и величиной.
Основной задачей у детей является овладение или фиксирование внимания на цветовых свойствах предмета, использование простейших приемов установления сходства и различия однородных предметов по цвету, понимать слова: цвет, такой же, разный.
Воспитатель знакомит детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности. Так при действиях со строительным материалом дети овладевают умение учитывать форму и величину предметов, играя с кубами-вкладышами - они закрепляют умение соотносить величину. При этом учет сенсорных свойств предметов обуславливает практический результат. Дети накапливают сенсорный опыт играя со строительным материалом, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Он так же учитывает величину колец, нанизывая их не стержень пирамидки.
Доступными для малышей оказывается знакомство со свойствами предметов. Так ребенку понятно объяснение, что красная ягода клубники созревшая, а зеленую рвать нельзя; маленькому огурчику надо подрасти и т. д.
В повседневной жизни внимание детей фиксируется на таких сенсорных свойствах как горячее/холодное, легкое/тяжелое. Практическим путем дети знакомятся со свойствами снега и воды.
Накопление сенсорного опыта детьми в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой - во внеучебное время у ребенка происходит закрепление знаний и умений, которые происходили на занятиях.