Приложение МААМ

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Наталья П
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»

"Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное дело" К. Д. Ушинский.

Цель: ознакомление учителей начальных классов с методами и приёмами работы над текстом и технологией развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

Задачи:

- расширить понятие о технологии развития критического мышления.  

Публикация «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения» размещена в разделах

- показать варианты применения приемов развития критического мышления в практической работе;

- доказать важность использования подобных приёмов на уроках в начальной школе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для организации работы в группах.

Целевая аудитория:  учителя начальных классов.  

                                                    Ход мастер-класса.

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Разминка

Я предлагаю вам рассмотреть фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина».

I. Работа над новой темой

1. Прогнозирование

Ребус

– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»

Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

2. Первичное чтение рассказа.  

Прослушайте рассказ Пришвина «Ребята и утята». Подчеркните непонятные вам слова и сочетания слов.

3. Словарная работа. Работа со словарём.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.  

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.  

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.  

4. Эвристическая беседа. Приём «фишбоун».

- Давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.

Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.

Добро

Утка ведёт на свободу своих утят.

Утка защищает утят.

Автор ругает детей.

Дети возвращают утят матери.  

Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение. Зло

Ребята закидали утят шапками.

Ребята хотят поймать утку.

- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?

- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?

Утка - добрая, защищает своих утят.

Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.  

Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.

Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.

- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).

5. Анализ названия рассказа

- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).

– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.

- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? ( Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).

II. Проверка понимания прочитанного.

1. Составление синквейна. Работа в группах.

-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, авторе. (Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).

Ребята.

Глупые, легкомысленные.

Бегут, ловят, раскаиваются.

Дети пожалели о своём плохом поступке.

Глупыши.

Утята.

Маленькие, беспомощные.

Идут, боятся, путешествуют.

Утята – маленькие живые существа.

Дети.  

Утка.

Заботливая, смелая.

Ведёт за собой, учит, защищает.

Утка заботится о своих утятах.

Мама.  

2. Составление вопросов по содержанию рассказа. Птица счастья

На доске магнитами прикреплена птица счастья. По одному ученики выходят к доске, снимают перо, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.

Куда? (Куда утка повела своих утят)

Зачем? (Зачем дети ловили утят)

Что? (Что сказал ребятам взрослый)

Как? (Как Пришвин простился с утятами)

Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят)

3. Составление плана рассказа. Работа в группах.

Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.

Задание: восстановите последовательность событий. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки.

Восстанови план рассказа

Запиши получившуюся последовательность цифр

3. Утка повела утят к озеру.

5. Ребята ловили утят.  

2. Приказ взрослого.  

1. Семья продолжает путешествовать.

4. До свидания, утята!

Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.

VII. Подведение итогов урока.

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М. М. Пришвина и объясните почему вы так думаете.

- Как вы думаете, какая пословица больше подходит к тексту и почему?

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

VII. Рефлексия урока.

- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце, добрые намерения или добрые поступки? 

У каждого из вас на парте 4 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, розовый – добрые намерения, голубой – добрые поступки.

- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли4, добрые намерения или добрые поступки?

Выберите цветочки и наклейте их на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).

- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).

- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин.  

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественных работах учащихся по произведениям, изучаемым на уроках литературного чтения в 3 классеФотоотчёт о художественных работах учащихся по произведениям, изучаемым на уроках литературного чтения в 3 классе Доброго времени суток, дорогие коллеги. В начальной школе, для закрепления изучаемого материала по литературному чтению, часто предлагаю.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 09:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья П в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД