Елена Кизилова
Методы и приемы формирования регуляторных способностей
▼ Скачать +Заказ
Методы и приемы формирования регуляторных способностей
Что детей привлекает результат или процесс продуктивной деятельности?
Детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его произвольности, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д.
“Коллективные работы, выставки”
Публикация «Методы и приемы формирования регуляторных способностей» размещена в разделах
Сплачивают коллектив, развивают дружеские отношения, учат согласовывать свои желания, позволяют оказывать взаимную поддержку и помощь. Например, я предлагаю нарисовать коллективный рисунок, затем сочинить по нему рассказ. Дети выбирают себе партнеров, продумывают тематику, например: путешествие на корабле или полет в космос, обсуждают план действий, композицию рисунка и роль каждого члена команды в ее создании.
“Утро радостных встреч”
Работу по проведению этого мероприятия начинаю в пятницу. Вначале рассказываю родителям, что по понедельникам планирую проводить с детьми утро радостных встреч. Это позволит обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создаст хорошее настроение, обеспечит доброжелательное общение со сверстниками, поможет исключить конфликты. Необходимо тщательно спланировать работу и подготовиться к ней:
- продумать, как поприветствовать детей, что сказать хорошего или приятного каждому, например, Катя с утра капризничает, встречаю ее ласково, обращаю внимание на ее красивый наряд или заинтересовываю ее тем, что в группе ее ждет какой – нибудь сюрприз (новая игра, игрушка, книга) предлагаю ей выполнить поручение: отметить погоду в календаре природы, накрыть на стол.
- приготовить маленькие подарки – сувениры (можно подарить вырезки из газет и журналов, желуди и шишки).
- можно заняться изготовлением поделок из природных материалов или из бумаги.
- рассказать какую- нибудь интересную историю или сказку. Рассказываю историю про Лунтика, который оказался на нашей планете без друзей, совсем один и предлагаю детям оказать ему помощь. Выслушиваю предложения детей, вместе выбираем наиболее понравившиеся и выполняем их.
Приведу еще один пример утра радостных встреч на тему: Мой любимый сказочный герой. Даю детям задание вспомнить и нарисовать или сделать аппликацию, вылепить сказочного героя, который им нравится. В пятницу вечером родителям предлагаю почитать или рассказать детям сказки, побеседовать о них. В понедельник утром детей встречает красочный плакат. Дети наклеивают на него своего героя. Затем все вместе рассматриваем и обсуждаем почему они выбрали того или иного героя, почему им нравится, какими качествами он обладает.
Формировать у детей знания правил поведения, понимать и выполнять их, выполнять просьбы, задания, поручения взрослого помогает традиция под названием “Наши добрые дела”.
В начале года оформляется корзина со стеблями цветов по количеству детей с их фотографиями. Совершив доброе дело на стебель ребенка наклеивается листок. В итоге получаем своеобразную копилку добрых дел, которые ребенок совершил в течении года.
“Календарь группы”, создаем вместе с детьми. При планировании работы на неделю обязательно учитываем пожелания, предложения детей. Наличие “Календаря группы” на котором схематично при помощи знаков символов отражен режим группы позволяет ребенку регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными правилами и нормами.
“Игры - инсценировки”, драматизаций провожу по театральным пятницам.
В своей работе использую следующие приемы театрализации :
- игра – драматизация,
- театрализованное представление (театр теней, игрушек, кукол и т. д.)
“Дружный кружочек”, групповая традиция.
ЦЕЛЬ:
1. Создание условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка;
2. Установление ежедневного ритуала, закладывание традиции групповых взаимоотношений.
Эта традиция позволяет решить ряд задач:
* Дать возможность детям увидеть рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром, подчеркивая уникальность и автономность каждого.
*Способствовать развитию эмоционального интеллекта детей и коммуникативных способностей.
*Формировать собственную ценностную ориентацию по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, закладывать основы культуру общения (этикет).
*Закладывать основы доверительного отношения к взрослому и сверстникам.
*Способствовать созданию атмосферы равных прав, поддерживая групповое единство.
Дружный кружочек провожу ежедневно утром после гимнастики. С помощью закличек, схем приглашаю детей в круг, использую разнообразные приемы, игры, упражнения, этюды способствующие сплочению, единению детей, формированию положительного образа ”Я”. Например:
упражнения ”Кто я такой”, “Комплименты”, “Я умею….”, “Мне нравится в тебе…”.
психологические этюды: “Приятная встреча”, “Согласованные действия”.
игры “Рукавичка”, “Кто тебя позвал”, “Рисуем открытку”, “Выручай-ка” и многие другие.
“Чтение художественной литературы с последующим обсуждением”
Определенный вклад вносит литература, показывая противоборство между добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Ребенок проникает симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношением к персонажам популяризуется и его отношение к совершаемым им поступкам положительным и отрицательным, например в произведениях Л. И. Толстого “Косточка”, “Котенок”, В. Осеева “Просто старушка”, “Плохо” и др.
Использую короткие истории, построенные по следующей схеме. В каждой истории имеются ”жертва, обидчик, спаситель или помощник”. Можно рассказать про ребенка (жертва) у которого другой ребенок (обидчик) отнял игрушку, сломал постройку, дразнил. Ребенок – жертва плачет, переживает. Эта история направлена на то чтобы вызвать симпатию к пострадавшему и осуждение поступка обидчика. Появляется третий ребенок, который помогает пострадавшему: помогает восстановить постройку, дает свою игрушку. После рассказа задаю детям несколько вопросов например: с кем бы ты хотел дружить, играть, почему, как бы ты помог по-другому и т. д.
Игры - занятия по обучению детей развитию речи через рисование, аппликацию, лепку и основы сюжетного конструирования я строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию активно использую игру. Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина и соленого теста, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, активно использую литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами, с сверстниками или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи. Поскольку фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, на мой взгляд, необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремиться эмоционально зарядить детей, превратить каждое занятие в увлекательное приключение.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательность, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Провожу беседы, занятия на темы: “Достаточно ли мы воспитаны?”, “Легко ли быть справедливым”, “Учусь себя оценивать”, “Что я думаю о себе и о других”, “Учусь прощать”.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т. д.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Так же необходимо воспитывать у детей бережное отношение к вещам. Ребенка учат вешать одежду, складывать вещи в определенной последовательности.
Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его социализация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.