Наталья Бурдыгина
Методики выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представление о количестве и счете.
Название: «Путаница» (Рис. №10).
Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.
Возраст : 5-7 лет.
Ход: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
Публикация «Методики выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика №2.
Название: «Какой цифры не стало?» (Рис. №10).
Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.
Возраст : 5-7 лет.
Ход: также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Представление о величине.
Методика №3
Название «Тест-картинки» (Рис. № 11, 12).
Возраст : 5-7 лет.
Оборудование: Тест-картинки с изображением предметов разных величин.
Цели: Выявление величины как признака, различение и называние величины предмета. Оценка умения устанавливать отношения между двумя предметами по величине.
Ход:
а) Сравнение предметов на уровне узнавания и называния:
-по длине;
-по ширине;
-по высоте;
- по объему;
по глубине.
Методика проведения. Словесная инструкция
Педагог предлагает рассмотреть ребенку предложенные картинки-задания : «Посмотри на рисунок. Назови всё, что на самом деле выше, чем чайник».
«… назови всё, что на самом деле короче верёвки», «… шире полотенца», «…уже кресла», «…длиннее карандаша»
«На какой из картинок мальчик выше девочки?», «… девочка выше мальчика, но ниже дерева», «…корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки», «… кисточка короче карандаш», «…гриб ниже цветка», «… рыба плывет глубже» и т. д.
б) Выстраивание предметного ряда по величине.
Оборудование: Тест-картинки с изображениями предметов разных величин (до 10) : по высоте – деревья; по длине – ленточек; по ширине – ленточки; колеса; по толщине – матрешки; грибы; по глубине – пособие «На морском дне».
Цели: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий. Оценка умения выделять и показывать пространственное положение предметов в группе из 8 предметов.
Ход:
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с заданиями и отметить цифрами сериациооный ряд. Инструкция: «Расставь предметы по высоте : от самого высокого к самому низкому (по длине, ширине и т. д.). Обозначай свой выбор цифрами».
Аналогично выполняется задание в порядке возрастания (от самого низкого, например.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика№ 5.
Название: Разложи карандаши (коврики) (Рис. № 13).
Возраст : 5-7 лет.
Цель: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий.
Ход:
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. Разложи коврики. Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Представление о форме.
Методика №7
Название: «Эталоны» (по О. М. Дьяченко) (Рис № 19, 20).
Возраст : 5-7 лет
Оборудование: тетрадь из 5 листов, на каждом из них расположены пять картинок, изображающих различные предметы. Под картинками изображена фигура-эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Цели: Выявление способности соотносить сенсорные эталоны формы с формой предметного изображения, и реальных предметов.
Выявление особенностей овладения действиями соотнесения свойства предметов к заданным эталонам.
Ход:
1) Ребенку дают мозаику и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру, и поставь их рядом».
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика№ 8.
Название: «Систематизация объектов по форме» (Рис № 25)
Возраст : 5-7 лет
Цель: выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.
Методика «Систематизация» (используются задачи на замещение геометрических фигур в матрице, составленной по двум признакам: форма и величина).
Оборудование: тетрадь из девяти страниц, на каждой - квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами, левая колонка заполнена геометрическими фигурами: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры саамы крупные, правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены.
Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур. Числа указывают на правильное расположение фигур в пустых клетках таблицы. Клетки пронумерованы слева направо и сверху вниз с 1 по 16.
Ход:
Перед вводной задачей педагог говорит ребенку: «рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку» (ребенок рассматривает таблицу). «А теперь рассмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей – три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которые их нужно поставить, отмечены крестиком. Посмотри внимательно для какой фигуры поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После правильного выполнения вводного задания дается инструкция к основным заданиям» «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найди их места в таблице и отметь те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у тебя будет отмечено по три клеточки».
Методика № 9
Название: «Восприятие и воспроизведение сложных форм» (Рис. № 24).
Возраст : 5-7 лет
Цели: Выявление степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей. Выявление умения анализировать и конструировать образ из геометрических фигур.
Ход:
Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку-образец и рассказать, что на ней изображено, и какие фигуры из бумаги использовались. Анализируется каждый предмет на картинке. После этого педагог предлагает ребенку из геометрических фигур, лежащих на столе, составить такую же картинку. «Узнай, что на картинке и сделай так же из геометрических фигур».
Если ребенок затрудняется, можно разрешить ему проговаривать каждое свое действие и пояснить, что он делает сейчас, что будет делать после этого.
Ориентировка в пространстве
Методика № 10
Название: «Художники» (на плоскости листа).
Возраст : 5-7 лет
Цель: Выявление сформированности пространственных отношений на плоскости листа (верхний левый/правый угол, нижний левый/правый угол, центр)
Оборудование: Лист бумаги, простой карандаш и шаблоны геометрических фигур;
Ход:
Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги и предлагает порисовать : «Я буду говорить, что надо нарисовать и где – в каком месте листа, а ты должен безошибочно выполнять команды. Обводить шаблоны будешь простым карандашом. Готов?»
«Нарисуй в правом верхнем углу квадрат. Слева от него овал. Теперь в центре листа – многоугольник, под ним – прямоугольник» и т. д. (Педагогу необходимо использовать всё пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика № 11
Название: «Схематизация» (по Р. И. Бардиной) (ориентировка в макропространстве) (Рис. № 31).
Возраст : 5-7 лет
Цель: Выявление сформированности пространственных отношений в макроплоскости (далеко/близко).
Методика «Схематизация» (по Р. И. Бардиной) содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
Оборудование: Тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В Нижней части страницы расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.
Первые две страницы содержат вводные задачи, остальные – основные (с 1 по 10).
Выявить умение «читать» схему, передавать пространственное расположение предметов.
Ход:
1) Для первой вводной задачи: «перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. чтобы найти этот домик, надо смотреть на «письмо». В «письме» нарисовано, что надо идти от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь домик».
Временные представления.
Методики № 12
Название: «Исправь ошибки» (Рис. № 32)
Возраст : 5-7 лет
Цель: выявить признаки частей суток, формировать умения замечать нереальность действий, правильно выражать свою мысль.
Оборудование: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток, сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток.
Ход:
Сверху четырех квадратов положены без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия. Мы предварительно объясняем детям, что белый цвет – утро, желтый – день, серый – вечер, черный – ночь. Дети должны постараться объяснить последовательность видов деятельности в определенный промежуток времени. Мы вместе с ребятами исправляем ошибки, рассуждаем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью.
Методика № 13
Название: «Прятки» (Рис. № 33).
Возраст : 5-7 лет
Цель: определения уровня сформированности знаний о частях сутках.
Ход:
Перед испытуемыми разложены карточки с изображением частей суток. Воспитатель закрывает рукой одну картинку, дети должны угадать какой картинки не стало.
Методики №14
Название: «Дни недели» (Рис. № 34).
Возраст : 5-7 лет
Цель: выявить уровень сформированности знаний о днях недели.
Ход:
Дети должны ответить на вопросы воспитателя «Перечислите дни недели по порядку».
Методики № 15
Название: «Явления природы» (Рис. № 35).
Возраст : 5-7 лет.
Цель: определения уровня сформированности знаний о временах года в разные месяца.
Ход:
Дети глядя на картинки с явлениями природы должны определить к какому времени года это соответствует.