Любовь Тенькова
Методика заучивания стихотворений дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В методике развития речи важное место занимает работа по воспитанию у детей любви к поэзии, ознакомление с различными произведениями поэтов, развитие умения воспринимать, запоминать и выразительно читать стихи.
Заучивание стихотворений для дошкольников приносит большую пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень, обогащается словарный запас. Выразительное чтение развивает дикцию, дыхание, владение орфоэпией.
Публикация «Методика заучивания стихотворений дошкольниками» размещена в разделах
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (мелодика, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать обе две стороны.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиться хорошего запоминания стихов, то есть развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Основные методы запоминания :
• Слуховой
• Двигательный
• Визуальный
• Логический
• Мнемосхемы
Возможно использование сразу нескольких методов и их сочетание.
Задачи заучивания стихотворений дошкольниками :
• Вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста
• Формировать умение выразительно и с естественными интонациями читать стихи
• Участвовать в чтении текста по ролям в инсценировках с опорой на прочитанные произведения
В своей работе с детьми я стараюсь уделять внимание предварительной работе и использовать различные методы заучивания. Сначала идет подготовка: смотрим иллюстрации, разбиваем стихотворение на части, слушаем аудиозапись, обсуждаем, потом начинаем его учить. Простое стихотворение повторяем несколько раз, учим хором; сложное разбираем по частям, объясняем сложные слова, в том числе по рисункам, по схемам (заранее обговариваем с детьми, что обозначает тот или иной знак). Если ребенок забыл какое-то слово, он может вспомнить схему и связать ее со стихотворением. Не забываем и про развитие диалогической речи, перед заучиванием беседуем.
Практическая часть. Занятие по заучиванию стихотворения Ивана Бунина «Листопад» (отрывок).
Материал: иллюстрации об осени, осенний лес, разноцветные листья; альбомные листы, цветные карандаши или краски; музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года. Осень».
Ход занятия
Вступительная беседа.
• Ребята, посмотрите внимательно на эти картины. Вспомните, как пришла осень (дети вспоминают признаки осени, рассматривают иллюстрации, подмечают отличительные особенности этого времени года).
• Я прочту вам стихотворение Ивана Бунина «Листопад». Послушайте внимательно.
Воспитатель выразительно читает отрывок из стихотворения :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Беседа по содержанию. О каком времени года пишет поэт? Как поэт пишет про лес? Какой он? Вы знаете, какие это цвета: лиловый, золотой, багряный? Как вы думаете, какое настроение у поэта в этот момент? Послушайте стихотворение еще раз.
Повторное рассказывание стихотворения. С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание. После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, можно использовать разные приемы:
• Чтение, запомнившие слова повторяют вместе с воспитателем (1-2 раза).
• Читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).
• Разделиться на подгруппы: 1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.
Чтобы детям не было скучно много раз повторять один и тот же текст, воспитатель может включать элементы игры:
• К нам пришел мишка (любая другая игрушка, прочти еще раз стих для него!
• Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями, читать по ролям. И так далее.
Рассказывание стихотворения воспитателем. Рассказывание стихотворения детьми наизусть.
А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки. Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать. В процессе рисования звучит музыка.