Наталия Ракульцева
Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития системы дошкольного образования модернизация материальной базы, повышенное требование к профессиональному уровню педагогических кадров, актуализирует интерес к проблеме развития детской личности. Изменяющийся социум предъявляет новые требования к самосознанию растущего человека, что инициирует новое содержание деятельности и предполагает создание и внедрение в образовательный процесс современных стратегий, которые сочетают прогрессивные и креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Публикация «Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Сегодня, происходит активный процесс модернизации всей системы дошкольного образования. Исходя из этого новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является поистине революционным, он в корне меняет наше представление о дошкольном образовании в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ориентирует дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.
Предметное обращение к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а именно общим положениям первого раздела пункта 1. 6 позволяет выделить одну из самых актуальных задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Для успешного решения этой задачи должна содействовать развивающая предметно-пространственная среда.
ФГОС ДО также рекомендует:
п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Таким образом следуя рекомендациям ФГОС ДО в каждой группе дошкольной организации необходимо создать «Уголок уединения».
Для создания «Уголка уединения» педагог должен руководствоваться следующими требованиями:
1. не должен находиться рядом с активной деятельностью (дверь, кухня, активная зона);
2. в уголке должно быть светло;
3. уголок должен быть отделен ширмой, прозрачной шторой, чтобы видеть чем занимается ребенок;
4. необходимо разработать правила пребывания в уголке, оформить табличкой «Свободно-занято»;
5. наполняемость должна регулярно меняться.
При оформлении «Уголка уединения» педагог должен также ориентироваться на возраст воспитанников.
Для детей старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.
Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" - для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.
На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:
1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.
Оснащение «Уголка уединения» в старшем дошкольном возрасте.
- набор бумаги для разрывания;
- ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);
- мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
- светильники-ночники;
- подушки - «плакушки», подушки- «думки»;
- дидактические игры.
Таким образом, «Уголок уединения» является значимым и эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. Благодаря «Уголку уединения» улучшается психологический климат в группе, развивается эмоциональная саморегуляция у детей, реализуется право на отдых.
Список литературы.
1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3. - С. 4-13.
2. Дьяченко, О. М. Психическое р азвитие до школьников. - М. : Педагогика, 2014. - 1 28 с.
3. Каткова А. Ю. Уголок уединения как условие создания позитивного психологического климата в группе //Молодой ученый. – 2018. - №12.7. – с. 69-73.
4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград, 2015. – 143 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2015. - № 5. с. 3-44.