Галина Красникова
Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактических игр повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Публикация «Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны чувствовать, что они играют, а не учатся.
В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, разные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно0образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, внимания, памяти. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры - инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца или покупателя и т. д. игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры. В основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п. словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирование слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с е помощью стимулируется желание их выполнить.
2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры : ее развивающий эффект прямым образом зависит от того. Насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребенком.
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.