Екатерина Ремнева
Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе — педагогическая наука
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями.
Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования, повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию. Таким образом, в системе методической подготовки учителя начальных классов появляется дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир».
Публикация «Методика преподавания учебного предмета „Окружающий мир“ в начальной школе — педагогическая наука» размещена в разделах
Она относится к системе педагогических наук, так как базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки.
Объектом исследования методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе является процесс ознакомления младших школьников с природой, в котором осуществляется всестороннее развитии личности.
Предметом исследования являются
закономерности содержания, методы, формы и средства преподавания. Зачем же младшим школьникам изучать природу?
Методика преподавания исследует и определяет цель - ознакомление детей с природой в соответствии с социальным заказом общества школе, с учетом передаваемой информации, прописанной в ФГОС, и возрастных психофизиологических особенностей учащихся. Методика преподавания определяет содержание соответствующего модуля учебного предмета «Окружающий мир», систему и структуру его изложения.
При этом она должна учитывать нормативно-правовую базу данного учебного предмета, какой является действующий ФГОС, и уровень развития базовых наук - экологии, биологии, географии, минералогии, астрономии, физики, медицины, социологии. Последние и являются источником содержания предмета «Окружающий мир».
Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания и обществознания. Однако само по себе содержание не может ответить на поставленный вопрос.
Чтобы этот учебный предмет был в максимально возможной степени воспитывающим и развивающим, методика его преподавания должна исследовать способы управления процессом освоения учащимися отобранного содержания, т. е. способы управления учебным процессом. Важнейшая отличительная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что объект его исследования - окружающая природа. Эта особенность требует применения специфических методов обучения (преимущественно практических, форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы, средств обучения (специфические учебника, учебные, наглядные пособия вспомогательные средства). Методика преподавания предмета «Окружающий мир» имеет широкие межпредметные связи. Прежде всего, она связана с философией, которая вооружает ее общим методом познания.
Тесно связана с системой естествоведческих наук – биологией, географией, астрономией, экологией и др. Это система наук о природе.
Методика преподавания предмета «Окружающий мир тесно связана с историей педагогики, возрастной физиологией и гигиеной, психологией. Таким образом, методика преподавания предмета «Окружающий мир» не естествоведческая наука, а педагогическая, поскольку исследует не природные закономерности, а закономерности педагогического процесса обучения.