евгения понкратова
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с календарем как с системой мер времени
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
«Методика ознакомления с календарем детей старшего дошкольного возраста, как системой мер времени
2-3 слайд. Календарь — это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
4- 5слайд:
Из истории:
Публикация «Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с календарем как с системой мер времени» размещена в разделах
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.
6 слайд: Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне.
Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце).
7-8 слайды: В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда —- Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца.
9 слайд: читаю с презентации:
Для себя (В Программе «От рождения до школы» в разделе «Познавательное развитие» предлагается обучать дошкольников времени по следующим направлениям:
3. Старшая группа (от 5 до 6 лет) : дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
4. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) : дать детям элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Определения не даются. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа [19, С. 84].)
2.2 Методика ознакомления с календарем детей старшего дошкольного
Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, что бы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год.
10 слайд: В свое время Фаина Наумовна Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки [4, С. 160].
11 слайд: Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число, название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый ли сток календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет.
Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене.
12 слайд: Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки - дни не дели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда. 7 листков - 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда.
Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.
Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год.
В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания [2, С. 41].
Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре занятия для детей старшей группы, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.
13 слайд: В подготовительной группе, где дети продолжают работать с тем же календарем, в первые дни нового года рекомендуется проведение обобщающего занятия по календарю. На этом занятии уточняют представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год.
В результате пользования календарем в течение года дети приобретают систематизированные знания. Они вспоминают, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий.
(Все знают, что новый год всегда начинается с января, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним – декабрь, могут назвать последовательность месяцев, определить, которым по порядку является тот или иной месяц. При этом четче усваиваются знания о летнем и зимнем сезонах, месяцы осеннего и весеннего сезонов. Дети усваивают знания о количестве дней в неделе, о количестве дней по месяцам.)
Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной к школе группе по усвоению календаря в течение полутора лет требует ежедневного внимания к использованию календаря и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).