Приложение МААМ

Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики в средней группе

алиса камалова
Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики в средней группе

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также ее организационное значение. Важно отметить, что не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня не надо его принуждать, но причину такого поведения следует выяснить. На зарядке следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

Публикация «Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики в средней группе» размещена в разделах

Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать требования к одежде (спортивная форма, обуви (в зале – босиком, в носочках, в чешках, месту проведения, оборудованию. Для ритмичного сопровождения используются бубен, счет, хлопки,- звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Утренняя гимнастика непродолжительна по времени (8—10 мин, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах; совершенствует навыки отдельных движений. Утренняя гимнастика содействует также хорошей организации начала дня.

Утренняя гимнастика также как и физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Во вводной части используются различные виды ходьбы и бега, упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.

В основную часть включаются комплексы общеразвивающих упражнений (5-6, с повторением 6-8 раз) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры и т. д. В конце основной части даются интенсивные упражнения такие как прыжки и бег на месте. При подборе общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа, выполняться из разных исходных положений, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и быть обязательно интересными для детей. В связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения (как правило комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется с физкультурных занятий и повторяется 1—2 недели).

Важно! Неизменными критериями правильного подбора упражнений являются согласованность по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса, далее для туловища и в конце для мышц ног).

При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечеткость, вялость при выполнении движений снижают положительный эффект гимнастики. Поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямыми, пальцы вытянутыми; при наклонах в стороны нельзя допускать «перекручивания» туловища.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание. Далее дыхательные и коррекционные упражнения, а также расслабление (под музыкальное или речевое сопровождение).

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах :

с использованием общеразвивающих упражнений;

обыгрывание какого-нибудь сюжета: "На прогулке", "Мы на луг ходили", "Воробышки", "Медвежата" и пр. ;

игрового характера — из 3-4 подвижных игр "Карусели", "Затейники" и др.

- использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3—5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности и времени).

В утреннюю гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды с прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования имитации. Например, на прогулке дети наблюдали плавное медленное падение крупных снежинок, лепили снежки, бросали их. На утренней гимнастике на второй день можно воссоздать в представлении детей эту яркую эмоциональную картину с помощью физических упражнений.

1. "Падает снег". И. п. : ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Поднять руки через стороны вверх и плавно опустить их.

2. "Играем в снежки". И. п. : основная стойка. Наклониться, "взять снег", выпрямиться, "слепить снежок", замахнуться, "бросить" его.

3. "Съедем на санках с горки". И. п. : основная стойка. Присесть со звуком "ух!", руки вперед, выпрямиться.

4. "Едем на лыжах". И. п. : ноги на ширине стопы, руки согнуты в локтях. Чуть согнув колени, наклониться вперед, одновременно отвести руки назад (произносить с каждым наклоном слоги "по-е-ха-ли").

5. "Дети рады зиме!" Прыжки на двух ногах на месте, затем кто как хочет.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Цель и смысл методики руководства — обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:

1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Средняя группа. Самый рациональный способ раздачи пособий — разбор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темпа движения.

Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.

В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнении, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх. ";

обеспечить одновременное начало выполнения, командой "Упражнение начи - най!";

начинать упражнение вместе с детьми, а после 2— 3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;

обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на почледнем счете "раз – два – три - стой" при последнем повторении.

При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.

Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

К 5 годам организм ребенка растет и совершенствуется. Он учится подчинять свои желания замыслам коллектива. Ему нравится играть со сверстниками, появляется чувство ответственности за порученное дело. Развиваются психические процессы: концентрация внимания, наглядно-образное мышление, память.

Многие упражнения утренней гимнастики дети средней группы могут выполнять самостоятельно. Утренняя гимнастика продолжается 6-8 минут. Количество ОРУ 7, которые повторяются 7 раз. Продолжительность бега – 20 сек. Непрерывно дети делают 8 прыжков, в чередовании с ходьбой 3 раза.

В среднем возрасте рекомендуется более разнообразные виды ходьбы: в колонне (по росту, парами, взявшись за руки, со сменой ведущих, с изменениями направления (по кругу, налево, направо).

Ходьба со сменой ведущих, перестроение из колонны в пары и обратно и другие перестроения проводятся не во время движения, а на месте, и уже после того, как дети перестроятся, можно продолжить ходьбу.

Прыжки на 2-х ногах дети могут выполнять не только на одном месте, но и продвигаясь вперед, вокруг себя и т. д.

В утреннюю гимнастику включаются профилактические упражнения для стоп: ходьба на носках, ходьба на пятках.

Имитационных упражнений в средней группе меньше, чем в младших. Для ОРУ могут быть использованы мелкие физкультурные пособия: флажки, кубики, обручи, мячи. Исходные положения в ОРУ в средней группе более разнообразны – сидя, лежа, на спине. Упражнения состоят из 3-4 частей (например, подняли руки вперед, вверх, опустить, тогда как в младшей группе упражнения двухчастные.

Среди упражнений для туловища в комплекс включаются наклоны вперед, в стороны, поворот в стороны.

Подбор ОРУ осуществляется в соответствии с требованиями к их подбору в комплекс. При первоначальном разучивании комплекса в процессе объяснения нового ОРУ используется следующий алгоритм преподнесения упражнения: показ и объяснение от начала до конца (счет во время объяснения не используется, далее принятие И. п., затем даются указания к выполнению упражнения в определенном направлении (вправо-влево, вниз-вверх и т. д.).

Если упражнение знакомо, алгоритм преподносится следующий:

1. название упражнения;

2. принятие И. п. ;

3. направление выполнения.

Таким образом, при проведении утренней гимнастики в средней группе используется показ воспитателя, заранее подготовленного ребенка, частичный показ с пояснениями трудных элементов упражнения, а также команды и распоряжения при строевых упражнениях в средней группе.

Комплекс ОРУ для средней группы

I. Игра «Догони мяч». По сигналу воспитателя прокатить мяч от исходной черты и побежать за ним. Возвращаются дети для повторения игрового задания шагом.

II. ОРУ с мячом.

1. «Мяч вверх». И. п. ноги слегка расставлены, мяч внизу, 1-2 – поднимаясь на носки, мяч поднять верх; 3-4 – вернуться в И. п. Д. - 7 раз.

2. «Поворот в стороны». И. п. ноги на ширине плеч, мяч перед грудью в вытянутых руках. 1,3 – повернуться вправо; 2,4 – вернуться в И. п. Д-7 раз.

3. «Положи мяч». И. п. ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1-2 наклоняться вперед, положить (взять) мяч. 3-4 – И. п. Д-7 раз.

4. «Пружинки» И. п. ноги – пятки вместе, носки врозь, мяч впереди. 3 раза слегка присесть, 4 – И. п. Д-7 раз

5. «Мяч к груди». И. п. сидя, ноги врозь. 1 – согнуть руки с мячом в локтях, 2- И. п. Д-7 раз

6. «Посмотри на мяч». И. п. лежа на спине, мяч у груди 1-2 – медленно поднять вверх, посмотреть. 3-4 – И. п. Д-7 раз

7. «Прыжки вокруг мяча». И. п. о. с. руки на поясе. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны. Перед прыжками в другую сторону небольшая пауза. Д- 3х8-10 р

III. Бег быстрый по кругу с переходом на медленный. Ходьба. Дыхательное упражнение «Надуем мяч».

Комплекс утренней гимнастики с использованием стула

I. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе, ходьба (2 раза, бег врассыпную между стульями (30сек.).

II. ОРУ.

«Хлопок». И. п. стоять спиной к спинке стула, ноги слегка расставить, руки на спинке стула.

1-2 руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», 3-4 – И. п. Д-7 раз.

«До ножек». И. п. сидя лицом к спинке стула, руки на пояс

1-2 – наклоны вправо, коснуться ножки стула- выдох, 3-4 – И. п. – вдох. То же влево. Д-6 раз.

«Не задень». И. п. сидя на полу, ступни под стулом, руки в упоре сзади.

1- согнуть ноги, колени ближе к животу, 2 – ноги врозь, 3- согнуть, 4 – И. п. Д-7 раз.

«Выпрями». И. п. сидя верхом, лицом к спинке стула, руки на спинке стула.

1-2 – руки вперед, ладони вверх-вниз, 3-4 И. п. Д-7 раз.

«Поворот». И. п. стоя спиной к спинке стула, ноги врозь, руки за голову.

1-2 – поворот вправо, ладонь на спинку, 3-4 И. п. Д-7 раз.

«Ладони на сиденье». И. п. –стоять за стулом, руки за спину.

1- руки в стороны, 2- наклон через спинку стула, ладони на сиденье, 3-выпрямиться, руки в стороны, 4 И. п. Д-7 раз.

«Подскоки». И. п. – ноги слегка расставить, руки на пояс. 8-12 подскоков на месте и ходьба вокруг стула. Д – 3 раза.

III. Бег по кругу быстрый с переходом на медленный (20-30 сек).

Дыхательное упражнение «Семафор»

Сесть на стул, ноги сдвинуть вместе, поднимать руки в стороны и медленно опускать вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с» Д-3-4 раза.

Комплекс утренней гимнастики для средней группы

с мячом среднего размера

I. Игровое упражнение «Ловкие ребята». По всему залу разложены мячи среднего диаметра по количеству детей. Ходьба в колонне по одному, переход на бег а колоне по одному между мячами не задевая их (2 раза в чередовании).

II. ОРУ

«Поймай». И. п. ноги слегка расставлены, мячик внизу.

1 – мяч вверх, посмотреть, 2 – И. п. 3-4 – подбросить, поймать, вернуться в И. п. Д 7 раз.

«Мяч вперед». И. п. ноги врозь, мяч за головой.

1 – мяч вверх, 2 – наклоны вперед, смотреть на мяч, сказать «вперед», 3 – вверх, 4 – И. п. Д 7 раз.

«Мяч вверх» И. п. сидя на пятках, мяч внизу.

1-2 – встать на колени, мяч вверх, посмотреть. 3-4 – И. п. Д 7 раз.

«Бревнышко» И. п. лежа на спине, мяч верх. Поворот на живот, спину, в одну, в другую сторону, темп произвольный. Д по 3 раза в каждую сторону.

«Не отпускай». И. п. сидя, руки в упоре сзади, мяч зажат между ступнями.

1 – мяч вверх, 2 – И. п. Д 7 раз.

«Передай мяч». И. п. ноги слегка расставить, мяч в одной руке.

1 – руки в стороны 2 – верх, переложить мяч в другую руку, посмотреть; 3 – в стороны, 4 – И. п. То же в другую сторону. Д 7 раз.

«Подскоки» И. п. ноги слегка расставить, положение рук может быть различным, мяч на полу. 8-12 подскоков вокруг мяча Д 3-4 раза.

III. Быстрый бег с переходом на медленный, ходьбу.

Этюд на расслабление «Сосулька».

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет.

(Расслабляет мышцы туловища, рук, ног).

Художественное слово

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Осенние листья»Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Осенние листья» Считается, что осень тоскливое время года, но мы педагоги, стараемся показать ребятам, что осень – это прекрасное, волшебное с яркими красками.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Колобок» I. Вводная часть. 1. Ходьба в колонне по одному. 2. Ходьба с высоким подниманием колен. 3. Ходьба на носках. 4. Бег в колонне. 5. Ходьба.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе на сентябрь месяц Комплекс утренней гимнастики в средней группе (сентябрь) Комплекс № 1 (первая и вторая неделя сентября) I Вводная часть. Ходьба в колонне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики в средней группе
Опубликовано: 24 марта 2025 в 17:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем алиса камалова (УИ 285769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД