Анжела Соломатина
Методика обучения счёту детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения счету детей дошкольного
возраста.
Данная программная задача позволяет сформировать у дошкольников достаточно сложные действия, действия счета. Счет - это не математическое понятие, а операция. Счет - это операция, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между элементом множества и отрезком натурального ряда. Знакомим детей дошкольного возраста с количественным и порядковым значением числа. В основе данной работы с детьми лежат два исследования:
1) A.M. Леушина «Развитие представлений о множестве в раннем детстве»,
Публикация «Методика обучения счёту детей дошкольного возраста» размещена в разделах
где A.M. Леушина определила три этапа развития представлений о
множестве, числе и счете (дочисловой, счетный и вычислительный).
2) Г. А. Карнеева «Генез, понятие числа». Она определила, что в основе
усвоения счета лежат две мыслительные операции: сериация и
классификация.
Обучение детей счету, различно в зависимости от возраста ребенка. Программа рассчитана на повышение уровня развитие детей, предполагает обучение счету с конца второй младшей группы («Детство», «Истоки», «Развитие»). Метод обучения счету предполагает четкое выделение цели счета, чтобы ответить на вопрос «сколько»? необходимо найти итоговое число. Процесс счета - это установленное взаимнооднозначное соответствие между элементом множества и числом.
Характерные ошибки детей :
1) Не понимают значение итогового числа.
2) Замена числительного «один» на слово раз.
3) Считают часто не предметы, а свои действия.
4) Тяжело устанавливают взаимооднозначное соответствие между
предметом и числом.
Методические рекомендации : считать предметы, дотрагиваясь до них рукой.
- учить выделять итоговое число на основе счета воспитателя. Даем два,
три занятия в пределах числа 3.
- учить соотносить слово числительное с элементом множества.
Самостоятельно отвечать на вопрос «сколько?».
- показ образов чисел 3, 4, 5 на основе сравнения двух групп предметов
выраженных соседнем числом.
Обучение происходит в два этапа:
I. На основе сравнения двух групп предметов. Цель данной деятельности: найти итоговое число. Дети учатся различать множества в «1» и «2», «2» и «3» предмета и учатся называть итоговое число на основе счета
воспитателя. Проводится два, три занятия, сравнения двух групп предметов, располагаемых в двух параллельных рядах, один под другим. Дети видят какой группы предметов больше, меньше, поровну. Меняя демонстрационный и раздаточный материал, подводим детей к пониманию того, что существуют разные группы предметов, их количество можно обозначить одним числом. Дети должны понять, что каждое число обозначает определенное количество и усвоить связь между числами (каких предметов больше, а затем какое число больше, какое меньше).
П. Дети овладевают счетными операциями, учатся вести счет в пределах «3», «4», «5». К числу «4» можно прийти только после того, как дети научатся отвечать на вопрос «сколько?» то есть, выделять итоговое число, соотносить числительное с элементом множества в пределах трех. И когда дети поймут связь между числами «1»-«2», «2»-«3», «3»-«4». Обучение счету детей на основе двух не равных групп предметов. Обучение счету детей средней группы начинается в первом квартале, работа на объединенном сюжетном материале.
Конкретизация программной задачи: учить детей количественному счету в пределах пяти, правильно отвечать на вопрос «сколько?». 1) Учить детей выделять итоговое число на основе счета воспитателя. В пределах трех. Правильно отвечать на вопрос «сколько?».
1 2 3 Сколько?
2) Учить соотносить элементы множества с числительным в пределах трех. Самостоятельно отвечать на вопрос «сколько?»
1 2 3
3) Показать образование нового числа 4(5) на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соединимым числом 3 и 4, (4 и 5).
4) Показ независимости числа от качественных признаков предметов и их
пространственного расположения,
а) от величины предмета (феномен Пиаже)
б) от цвета и формы
в) от расстояния между предметами
г) От формы расположения предмета.
5) Совершенствовать навыки счетной деятельности. Учить отсчитывать из
большего количества меньшее.
а) счет по образцу и названному числу
6) счет на слух
I. Дети слышат и видят воспроизводимый звук. «Сколько звуков вы
услышали?».
II. Дети слышат, но не видят воспроизводимый звук (предмет за ширмой).
III. «Отсчитай столько же» (предмет за спиной детей, начало они считают
с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами)
в) счет осязательно - двигательным путем
I. Счет кубиков под салфеткой
II. Счет предметов нашитых на карточку, карточка в чехле
III. Счет предметов нашитых на карточку, карточка за спиной без чехла
г) счет движений
Продемонстрировать любой из вариантов работы.
Игры на закрепление навыков счетной деятельности:
«Отсчитай столько же»
«Найди пару»
«Что нам принесла почта»
«Сделай поровну»
«У кого столько же»
Лото «Фрукты - ягоды»
«Рыболовы».
-Знакомим с порядковым значением числа.
-Подберем наглядный материал, который должен отличаться по цвету, форме
или содержанию.
Воспитатель уточняет.
-Как мы считаем, когда хотим узнать сколько? (один, два, три.)
-Как мы считаем, когда хотим узнать который по счету, (будем считать по
другому (первый, второй, третий). Считаем с названия предмета: первый -
грибок, второй - цветок, третий - листок.
Предлагаем на первой части занятия дидактические игры.
«Который по счету»? («Чего не стало, на котором месте стояло»? «Угадай
что изменилось»)
Работа на раздаточном материале.
1 В средней группе. Разложить 5 кружочков разного цвета, так чтобы один
и тот же цвет не повторялся дважды, Разложить кружочки можно в любом
порядке.
Вопросы: Который по счету желтый кружок? На котором месте зеленый кружок?
2 Задание на раздаточном материале по закреплению порядкового счета в
старшей группе.
Нарисовать 7 кружков, поставить квадрат между вторым и третьим.
Вопрос: какой по счету будет квадрат?
Положить квадрат пятым по счету.
Вопрос: между которым по счету кружком лежит квадрат?