Инна Сурмина
Методика диагностики представлений и выявления интереса дошкольников к русской традиционной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика основана на материале народного календаря
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа – своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.
Публикация «Методика диагностики представлений и выявления интереса дошкольников к русской традиционной культуре» размещена в разделах
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, необходимо провести диагностику.
Цель диагностики: Определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности.
Задачи:
1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной культуре (с использованием материала народного календаря).
2. Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.
3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.
Методика представляет собой модифицированный вариант диагностики Акуловой О. В. (Мониторинг программы «Детство»).
Задание 1
. Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»
Цель: Определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.
Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка, сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах. (приложение 1)
Предъявление задания:
1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно
назвать?
2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.
3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?
4. Назови, во что одеты?
5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время?
Критерии оценки для обработки данных:
- Знание названий и назначений предметов быта.
- Представления о русской народной одежде.
- О занятиях людей в старину.
- Интерес к теме.
Задание 2.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Будни и праздники»
Цель: Выяснить особенности отношения и представления о календарной жизни русского народа (будни и праздники).(приложение2)
Стимульный материал: Иллюстрации
Предъявление задания: Индивидуально детям задаются вопросы:
1. Что такое календарь, зачем он нужен?
2. Как ты думаешь, что такое народный календарь?
3. Что такое праздники и будни?
4. Чем праздники отличаются от будней?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее картинки, и задаются вопросы:
- Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни? Разложи эти картинки.
- Чем заняты люди на картинках праздников и на картинках будних дней?
- Чем праздники отличаются от будней?
Критерии оценки для обработки результатов:
- Понимание понятий.
- Доказательность – умение обосновать.
- Знание признаков праздника (одежда, песни, угощения).
- Активность при обсуждении.
- Стремление к получению новых знаний.
- Наглядность.
Задание 3.
Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».
Цель: выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Синичкин день», «Наум Грамотник». (приложение 3)
Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.
1. Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
2. Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
3. Выбери те, которые тебе незнакомы?
4. Ты бы хотел о них узнать?
Задание 4.
Экспериментальная ситуация «Выбери игру».
Цель: Определить особенности интереса детей к русским народным играм.
Стимульный материал: Картинки с сюжетами народных и современных игр. (приложение 4)
Предъявление задания: Рассмотри картинки:
1. Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе нравятся?
2. В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?
3. Выбери те игры, которые ты видишь впервые.
4. Хотел бы ты узнать о них и поиграть?
Задание 5.
Наблюдение за детской деятельностью. «Ситуация выбора»
Цель: Выявить желание детей отражать имеющиеся представления о русской народной культуре в игровой, изобразительной деятельности.
Наблюдение в уголке художественно-изобразительной деятельности.
Задача: Выявить наличие интереса к предметам народного быта и игрушкам, выраженного в желании раскрасить изображения определенных видов.
Стимульный материал: Заранее в уголок изобразительной деятельности вносятся: раскраски с изображением девушки в русском народном костюме, реалистичной девочки, мальчика, силуэты дымковских игрушек (лошадка, козочка, барышня, реалистичное изображение лошадей, коз, изображение народных и классических музыкальных инструментов, цветные карандаши.
Критерии оценки для обработки результатов 4, 5, 6 заданий:
- Выбор картинки с тематикой традиционной культуры.
- Наличие мотива.
- Желание узнать новое, стремление к получению новых знаний.
Задание 6.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Природа России»
Цель: Выяснить особенности представлений детей о природе России и об отношении к ней людей.
Предъявление задания: Детям задаются вопросы:
1. Как ты считаешь, какое время года в России самое красивое?
2. Почему о природе, животных так много придумано сказок, загадок, пословиц и поговорок?
3. Как ты думаешь, почему Россию называют матушкой, землю – кормилицей. А лето – красным?
4. В старину месяцы назывались по-другому. Как ты думаешь, месяцы, какого времени года назывались хмурень, листобоем, полузимником?
Критерии анализа особенностей развития интереса и представлений о традиционной культуре России.
- Интерес детей к некоторым составляющим духовной и национальной культуре России.
- Представления о некоторых особенностях русского быта, обрядовых праздников и наиболее важных нравственных ценностях русского народа.
- Желание отражать представления в игровой, изобразительной деятельности.
- Самостоятельность суждений.
На основе данных критериев можно выделить 3 уровня характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре:
Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.
Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Высокий уровень характеризуется высоким интересом, правильным, обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы быта.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В. и др. Мониторинг в детском
саду. – СПб. : Детство – Пресс, 2010.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М. :
Педагогическое общество России, 2005г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - СПб. : Детство – Пресс, 2006.