Алёна Лакиза
Методика интервью с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Методика интервью с ребенком
Автор: А. И. Захаров.
Цель: выявление детско-родительских отношений как фактора развития личности ребёнка.
Форма проведения: опрос. Ребёнку последовательно задаётся 7 вопросов, на которые он даёт устные ответы. После этого психолог может записать ответы письменно, либо во время интервью – на магнитофон (можно этот материал, при необходимости дать послушать воспитателям или родителям)
ВОПРОСЫ:
1. С кем ты живешь дома?
Публикация «Методика интервью с ребенком» размещена в разделах
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребёнок называет наименее значимое для него лицо.
2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты, в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
3. Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в 1-ю очередь (папу, маму).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
4. Если с тобой случилась беда, тебя оба дел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда?
(Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа?
6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой, у тебя были бы девочка (мальчик, то ты бы так же относился, воспитывал ее (его, как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения (в ответах на 5-6 вопросы). Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама) работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
• Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
• Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
• Кто в семье самый хороший и почему?
• Кто самый счастливый и почему?
• Кто самый грустный и почему?
• Кто больше всех нравится ребенку и почему?
• Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
• Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
№
Цель работы
Приемы работы
1.
Знакомство, установление доверительных отношений, диагностика эмоционального состояния.
O Тест Люшера
O Беседа о группе д/с (возможна социометрия, семье
O Рисунок семьи
2.
Снижение уровня личностной тревожности.
O Игра «Путешествие на облаке» (Фопель)
O Упражнение «Эмоциональный словарь»
O Беседа о хорошем и плохом настроении
O Рисунок хорошего и плохого настроения
3.
Формирование осознания собственных эмоций. Повышение самооценки.
O Работа с эмоциями через сенсорные каналы
O Упражнение «Что я люблю делать» (Фопель)
O Методика «Я радостный, когда…»
O Рисунок ситуации радости
4.
Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций.
O Методика «Злость – это…», «Я злюсь, когда…»
O Работа с фотографиями, отражающими различные эмоции
O Игра «Танцующие руки» (Фопель)
O Рисунок ситуации, когда я злюсь
5.
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей.
O Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин)
O Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (Фопель)
6.
Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом.
O Лепка гнева из пластилина
O Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане
O Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
O Рисунок своего состояния (на мокрой бумаге)
7.
Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом.
O Упражнение «Прогноз погоды» (Фопель)
O Ввод правил
O Отработка правил в ролевой игре
8.
Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. Обучение управлению собственным гневом
O Закрепление правил в ролевой игре
O Релаксация
O Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
O Рисунок своего состояния
9.
Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций. Осознание собственных эмоций-.
O Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова)
O Релаксация
O Упражнение «Что я люблю, что я не люблю…» (Фопель)
10.
Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций
O Отработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова)
O Упражнение «Рубка дров» (Фопель)
O Введение блокнота самонаблюдения
11.
Расширение спектра поведенческих реакций. Развитие эмпатии
O Ведение блокнота самонаблюдения (Смирнова)
O Работа с фотографиями
O Упражнение «Забота о животном» (Фопель)
O Символическое (через рисунок) изображение эмоций
12.
Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
O «Танцы – противоположности» (Фопель)
O Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
O Упражнение «Счастье» (Фопель)
O Рисунок своего состояния
13.
Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении
O Ведение блокнота самонаблюдения
O Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова)
O Упражнение «Объятие» (Фопель)
14.
Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, развитие эмпатии
O Реконструкция позитивного образа через ранние воспоминания
O Упражнение «Дружба» (Фопель)
O Методика «Дружба – это…»
15.
Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, повышение самооценки
O Ведение блокнота самонаблюдения
O Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова)
O Упражнение: «Как помочь агрессивному ребенку»
16.
Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении
O Ведение блокнота самонаблюдения
O Упражнение «Вот я какой!» (Фопель)
O Упражнение «Эмоциональный словарь»
O Сравнение ответов с упражнением, проведенном на втором занятии.