Получи документы

Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Анастасия Тюрина
Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.

Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость звука. Но у детей для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

Публикация «Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Тренировка правильного дыхания

1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.

2. Не следует добиваться полного выдоха.

3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.

5. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.

6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.

7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.

8. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.

9. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

Полетность голоса – Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.

Полетность речи – Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь – как ручеек.

Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.

Итак, чтобы сформировать правильное речевое дыхание у детей дошкольного возраста необходимо пройти 5 этапов. Каждый из них рассмотрим подробнее:

Первый этап :

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

Примерные упражнения

1. Вдох и выдох через нос.

2. Вдох и выдох через рот.

3. Вдох через нос, выдох через рот.

4. Вдох через рот, выдох через нос.

5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап :

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах : вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Примерные упражнения, требующие оборудования

1. Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.

2. «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.

3. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.

4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

5. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.

6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.

7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.

8. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.

9. Ветряные игрушки – вертушки.

10. Мыльные пузыри.

11. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.

12. Духовые музыкальные инструменты.

Примерные упражнения, не требующие оборудования

1. «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.

2. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.

3. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.

4. «Воротики и паровозик» - Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.

5. «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

Третий этап :

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

Примерные упражнения

1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

2. Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Четвертый этап :

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

Примерные упражнения

1. «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

2. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».

3. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.

4. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

5. Фразы с использованием приема наращивания.

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

6. «Скороговорки»

«Егорка» : Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

7. Поговорки.

8. Загадки.

Пятый этап :

Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.

2. Пересказ сказок.

3. Разучивание стихов.

4. Пение.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Мастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детейМастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детей У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объем лёгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведёт.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 09:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Тюрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД