Анастасия Тюрина
Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.
Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость звука. Но у детей для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.
Публикация «Методика и этапы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Тренировка правильного дыхания
1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
2. Не следует добиваться полного выдоха.
3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
5. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
8. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
9. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Полетность голоса – Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.
Полетность речи – Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь – как ручеек.
Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.
Итак, чтобы сформировать правильное речевое дыхание у детей дошкольного возраста необходимо пройти 5 этапов. Каждый из них рассмотрим подробнее:
Первый этап :
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
1. Вдох и выдох через нос.
2. Вдох и выдох через рот.
3. Вдох через нос, выдох через рот.
4. Вдох через рот, выдох через нос.
5. Подышать одной ноздрей, потом другой.
Второй этап :
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах : вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Примерные упражнения, требующие оборудования
1. Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
2. «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
3. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
5. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
8. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
9. Ветряные игрушки – вертушки.
10. Мыльные пузыри.
11. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
12. Духовые музыкальные инструменты.
Примерные упражнения, не требующие оборудования
1. «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
2. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
3. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
4. «Воротики и паровозик» - Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.
5. «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Третий этап :
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
2. Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап :
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
1. «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
2. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
3. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
4. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.
5. Фразы с использованием приема наращивания.
Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.
6. «Скороговорки»
«Егорка» : Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
7. Поговорки.
8. Загадки.
Пятый этап :
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
2. Пересказ сказок.
3. Разучивание стихов.
4. Пение.