Мария Вертипрахова
Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика и организация
"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
Б. М. Теплов
Публикация «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед нами поставлена основная цель воспитание деятельной, активной личности, любознательной и отзывчивой. И этому свидетельствует портрет выпускника ДОУ. По мнению современных ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Р. И. Жуковская, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. А театр является пространством для формирования такой личности.
С 2012 года я являюсь художественным руководителем театрального кружка «Театральные ступеньки» в Гамовском детском саду. Данный кружок представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Дети в моей группе разные по характеру и уровню развития: одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие робкие стеснительные, но все могут легко включаться в совместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое интересное. И я пришла к выводу, что сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением можно с помощью театрализованных игр.
Основной целью моей работы является развитие творческой, активной личности посредством театрализованной деятельности.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
• Создать условия для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности;
• Обеспечить условия активной коммуникативной деятельности детей;
• Способствовать самореализации и самовыражению ребенка;
• Создание микроклимата, для формирования уважительного отношения детей друг к другу.
Программа кружка «Театральные ступеньки» была составлена на основе программы «Театрализованные занятия в детском саду» Майи Довыдовны Маханевой.
Программа, которой способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу при котором учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Так же данная программа способствует реализации нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Работа над спектаклем, объединяющая и детей и взрослых нашей группы проводится в течение нескольких месяцев и проходит в несколько этапов: анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, постановочная работа над спектаклем в целом.
Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс – основная работа проходит, конечно же, на кружковых занятиях, но она и присутствует и в режимных моментах в течение дня и различных видах детской активности, - наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность.
Например, на занятиях по художественной литературе дети могут познакомиться с произведением, со средствами художественной выразительности, овладевают символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям. С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. В процессе изобразительной деятельности дети могут познакомиться с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, дополняя их новыми персонажами. С помощью музыкального руководителя мы разучиваем упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние героев передавать его в мимике и жестах.
Также в своей педагогической практике я целенаправленно подбираю дидактические и развивающие игры, соотнеся их с сюжетом постановки. Например, при подготовке спектакля «Привередница» использовала такие игры: «Составь предложение», «Найди различия», «Придумай слово». Также я разучиваю с детьми скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие тембра и интонации голоса.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы родители моих воспитанников были полноправными участниками нашего творческого коллектива. На данном этапе моей работы мамы и папы были зрителями, но в дальнейшем я надеюсь заинтересовать их еще больше и увидеть в качестве актеров. Я уверенна, что это вызовет у детей особый восторг, ведь намного легче преодолеть сценическое волнение, когда рядом мама.
Эффективность работы по социально-коммуникативному развитию детей средствами театрализованной деятельности подтверждена мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Воспитанники стали активнее вступать в общение с достаточно широким кругом взрослых и детей, понимать друг друга и в соответствии с этим строить свое поведение.
Наряду с этим, отмечена положительная динамика по всем разделам общеразвивающей программы.
В результате проведенной работы:
1. у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы;
2. стала развиваться связная речь; диалогическая речь, ее грамматический строй;
3. произошло обогащение словаря, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.
4. дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.
5. улучшилась психологическая культура между сверстниками, выход на новый уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками по программе «Театральные ступеньки» развивают не только психические функции личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Список используемой литературы
1. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.