Ольга Павлова
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Публикация «Методика „Графический диктант“ Д, Б, Эльконина для дошкольника» размещена в разделах
Цель: Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. Определить умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проведения : Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку, в правом верхнем углу которого записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа, на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).
Первая инструкция: "Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это проведена линия на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо". (Слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске.) После этого переходят к рисованию тренировочного узора.
При диктовке следует соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы испытуемые успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.
При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом случае можно ориентироваться на такие критерии, как:
1) высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;
2) средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому;
3) уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует;
4) низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.
Анализ проведения и вывод методики :
Результаты проведения методики показали, что:
Отличный 85%
Хороший 15%
Средний 0%
Низкий 0%
85% детей показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. У 15% умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.
При выполнении задания, дети с отличным показателем быстро запомнили условные обозначения, после первой заполненной строчки стали работать без упора на образец. Задание очень понравилось, и они с интересом принялись его выполнять.
На среднем уровне дети справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки, работали аккуратно. Сравнивая результаты в обеих группах детей, можно сказать, что уровень развития устойчивости внимания объема и у детей равный.