Елена Незмайлова
Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика диагностики развития мелкой моторики у детей
Серия I. Ловкие пальчики.
Задание 1.1 «Давайте познакомимся».
Цель: выявить знание названий каждого пальца, способность к поочередному сгибанию и разгибанию пальцев рук в кулак, умение противопоставлять большой палец всем остальным, произвольность движений пальцев рук.
Публикация «Методика диагностики развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Ход обследования.
1. Экспериментатор предлагает испытуемому поставить перед собой ладонь ведущей руки, поочередно сгибая пальцы в кулак (начиная с большого, называть их. То же предлагается сделать и на второй руке. Затем педагог предлагает ребенку согнуть пальцы в кулак и разгибать их поочередно одновременно на обеих руках. Если ребенку тяжело держать руки перед собой, ему предлагается положить их на стол, ладонями вверх.
2. Ребенку предлагается выставить перед собой руки, согнутые в локтях, ладонями к себе; сначала «поздороваться» каждым пальцем одной руки с большим пальцем этой же руки, потом сделать то же самое на второй руке, затем одновременно обеими руками.
3. Ребенку предлагается пальцы ведущей руки согнуть в кулак - сделать 1 и 2 пальцами кольцо «О-КЕЙ» - 2 и 3 пальцами «зайку» - 2 и 5 пальцами «козу - дерезу». То же повторить на второй руке.
Фиксировалось: знание названий каждого пальца, выполнение движений пальцами рук в симметричном и ассиметричном режимах, умение действовать изолированно каждым пальцем, противопоставлять большой палец остальным.
Задание 1.2 «Сделай бусы»
Цель: выявить умение владеть верхней хваткой, координировать движения кистей и пальцев обеих рук.
Материал и оборудование: леска, бусины разного размера и формы.
Ход обследования.
Перед ребенком, на стол, высыпается несколько бусинок среднего размера, круглой формы. Ребенку предлагается взять леску и поочередно на нее нанизывать бусины. В зависимости от того, как ребенок справляется с заданием, далее ему предлагаются либо бусины крупного размера, либо бусины более устойчивой формы, либо бусины мелкого размера.
Фиксировалось: владение верхней хваткой, координация пальцев рук.
Задание 1.3 «Одень Катю»
Цель: выявить согласованность и точность движений кисти и пальцев рук, умение выполнять ассиметричные движения кистями и пальцами рук в заданном темпе.
Оборудование: кукла, одежда для куклы.
Ход обследования.
Ребенку предлагается застегнуть пуговицы у куклы на кофте. В зависимости от того, как ребенок справится с этим заданием, далее ему предлагается либо самому одеть кофту на куклу и застегнуть на ней пуговицы, либо - кукла в другой одежде, на которой надо застегнуть кнопки.
Фиксировалось: координация кисти и пальцев рук, темп выполнения задания.
Серия II. «Активные ручки»
Задание 2.1 «Фокусник»
Цель: выявить состояние подвижности запястья, кисти.
Ход обследования.
Ребенку предлагается вытянуть руки вперед. Поочередно каждой рукой выполнить следующие движения: кулак - ребро - ладонь - вращающие движения кистью. Затем выполнить те же движения двумя руками одновременно.
Фиксировалось: дифференцированные движения рук: подвижность запястья, умение выполнять действия в симметричном и ассиметричном режимах.
Задание 2.2 «Барабанщик»
Цель: выявить состояние подвижности плечевого пояса: плеча, локтя, запястья, кисти.
Оборудование: плюшевые подушки разных размеров, барабанные палочки.
Ход обследования.
Перед ребенком, на стол, кладутся большая плюшевая подушка и барабанные палочки. Экспериментатор предлагает испытуемому взять палочки в руки, представить, что перед ним барабан, а он барабанщик. Показать ребенку, как надо бить по «большому барабану» (работа плеча). Затем поменять подушку на меньшую размером: «барабан среднего размера» (работа локтя). Следующий «барабан» - маленького размера (маленькая подушка - работа запястья). Потом предложить ребенку положить палочки, представить, что перед ним совсем маленький «барабан» - по нему надо ударять одними пальчиками. Все действия выполняются сначала одновременно обеими руками, затем - поочередно (симметричная и асимметричная работа рук).
Фиксировалось: дифференцированность движений рук вверх-вниз: подвижность плеча, локтя, запястья, кисти.
Задание 2.3 «Полицейский»
Цель: выявить развитие движений плечевого пояса в различных направлениях при симметричных и ассиметричных движениях.
Оборудование: флажки.
Ход обследования.
Ребенку предлагается представить, что он регулировщик движения на дороге, дать ему флажки; он должен повторять все движения руками за экспериментатором.
1. Движения выполняются обеими руками одновременно.
Руки вверх, в стороны, вверх через стороны, вниз, согнуть в локтях, в стороны локтем вверх, вниз, вперед, круговые движения запястьями, движения запястьями вверх-вниз, круговые движения локтями, круговые движения всей рукой, опустить вниз.
2. Каждая рука выполняет свои движения.
Правая рука - вверх, левая - в сторону; левая - вверх через сторону, правая - вниз; левая - вниз, правую руку согнуть в локте; правую - вытянуть вперед, левую - согнуть в локте; правой рукой делать круговые движения запястьем, левой - круговые движения в плече; правую опустить вниз, левую вытянуть вперед; правой рукой делать круговые движения в плече, левой - запястьем; руки вниз; вытянуть вперед, делать круговые движения локтями в разных направлениях, опустить руки вниз.
Фиксировалось: дифференцированность движений рук в различных направлениях: подвижность плечевого пояса.
Серия III «Руки - рукодельницы»
Задание 3.1 «Шарик для Кати» (дорисовывание, обведение по точкам)
Цель: выявить умение владеть карандашом, используя необходимый захват.
Материал и оборудование: бумага с нанесенными контурами, простой карандаш (цветные карандаши).
Ход обследования.
Экспериментатор демонстрирует испытуемому как правильно держать карандаш, как надо нажимать на него, чтобы было ярко; как положить вторую руку, чтобы листок не мялся. Демонстрирует выполнение. Затем предлагает ребенку обвести воздушные шары для Кати по точкам. Если ребенок легко справляется с заданием, ему предлагается дорисовать (симметрично) узор на шарике.
Фиксировалось: владение приемами захвата предмета, координация кистей и пальцев рук.
Задание 3.2 «Мы строители» (аппликация).
Цель: выявить умение владеть ножницами, кисточкой, использовать необходимый захват инструментов.
Материал и оборудование: геометрические фигуры, нарисованные на бумаге, ножницы, клей, кисточка, салфетка, клеенка, стаканчик для кисточки.
Ход обследования.
Экспериментатор напоминает испытуемому, что для того, чтобы построить дом нужны строительные материалы; напоминает, из каких частей состоит здание, демонстрирует готовый образец «домика» и предлагает «построить» свой дом, но для этого нужно вырезать «строительный материал». Готовый образец не убирается. Педагог может помочь составить дом.
Фиксировалось: владение приемами захвата предметов (ножниц, кисточки, точность выполнения.
Задание 3.3 «Сделай вышивку» (игра-шнуровка)
Цель: выявить развитие координации пальцев рук при вдевании шнурка в отверстие, развитие координированных (согласованных) движений рук при «вышивании».
Материал и оборудование: развивающая игра для малышей «Веселые шнурочки» (любимые сказки)
Ход обследования.
Педагог предлагает соединить точки, чтобы получился «цветочек», «пришить» корзинку к плечам медведя.
Фиксировалось: владение приемами захвата предмета, координация пальцев, кистей рук, подвижность запястья.