Татьяна Олефиренко
Лэпбук «Рюкзачок знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Рюкзачок знаний»
Пояснительная записка
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство самый важный период развития для каждого ребенка. Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста - в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Дети – творцы настоящего и будущего. Окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых в детском саду, важное место принадлежит дидактическим играм.
Публикация «Лэпбук „Рюкзачок знаний“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2023
В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной целью для моей работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры.
Главной особенностью при организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе становится уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества и есть использование лэпбука в образовательном процессе.
Лэпбук - интерактивная, тематическая папка, в дословном переводе - «наколенная книга». Лэпбук – сравнительно новое средство.
Цель создания лэпбука : повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи: определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста; системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно - развивающей работе по всем компонентам развития речи детей.
«Рюкзачек – знаний!» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
- информативен;
- полифункционален;
- способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с буквой, звуком и т. д. ;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- даёт возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Возможности лэпбука
1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку;
3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал);
4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
5. Это просто интересное и творческое занятие!
Основная часть
1. Что представляет собой данное пособие
Все материалы лэпбука соответствуют возрастным особенностям детей, несут в себе познавательную и развивающую функции. Пособие помогает лучше понять, запомнить и эффективно усвоить новую информацию, закрепить и повторить материал в занимательно-игровой форме. Оно может быть интересно не только воспитателям и детям, а также и родителям.
Содержание лэпбука направлено на расширение словаря, развитие психических процессов (внимания, памяти, творческого воображения, мышления). Важным моментом является и то, что лэпбук будет интересен детям с любыми возможностями и способностями.
Этапы работы над лэпбуком
1. Выбор темы.
2. Составление плана.
3. Составление макета.
4. Оформление.
1. Выбор темы.
Развитие речи, самое популярное направление в наше время. Данная тема была интересна и для ребят. Наполнение и раскрытие тем зависело от возрастных особенностей детей, а также от уровня речевого развития и мыслительных процессов.
2. Составление плана.
На этом этапе я продумала, что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему, также определилась с его частями.
3. Создание макета.
Теперь надо было придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могли быть любые, но я выбрала форму «Рюкзачка». А игровой материал решила разместить в кармашках.
4. Оформление.
Этот этап работы самый творческий. Для работы над лэпбуком подходит все, Оригинальность состоит в использовании современных инновационных технологий.
Материалы и оборудование, использованное при изготовлении лэпбука : компьютер, принтер, двухсторонний скотч, обычный скотч, ножницы, клей, цветные картинки по теме, ламинатор, пленка для ламинатора, дырокол, скобы для скрепления, липучки.
Данный «Лэпбук по развитию речи» - это тематическая папка в форме детского школьного яркого рюкзака. Данное пособие обладает множеством приспособлений для информации по экологии:
стандартный кармашек
карточки
Обращаю внимание на то, что специфика лэпбука заключается в минимальном присутствии текста, поэтому в данном лэпбуке наблюдаем только названия игр.
Использование данного лэпбука отвечает требованиям, которые стоят перед дошкольным образованием: обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса; осуществление партнерской деятельности детей и взрослых.
Моё пособие также отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
лэпбук обеспечивает принцип трансформируемой в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (внесение изменений в папки согласно интересам детей, легко разворачивается, собирается, раскладывается)
наличие полифункциональных составляющих лэпбука обеспечивает то, что его легко можно взять, легко положить, может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству: например, за столом, на ковре.
вариативность обеспечивается наличием разных материалов, игр, обеспечивающих свободный выбор детей. Также есть возможность периодически менять игровой материал.
данный лэпбук доступен всем детям для образовательной деятельности (легкий, удобный) и соответствует методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. я учитывала возрастные особенности детей.
лэпбук безопасен, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности, в изготовлении использовались экологически чистые материалы
эстетичность оформления пособия способствует развитию художественно-эстетических способностей детей.
Содержание игр
Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
Цель: учить детей определять место звука в словах, развивать детей фонематический слух.
Задачи: Развивать фонематический слух. Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). Активизировать словарный запас.
Дидактическая игра «Антонимы»
Цель: формирование умения подбирать антонимы к прилагательным.
Например: работать-отдыхать, подниматься-спускаться.
Можно использовать в качестве исследования мыслительных операций в работе. А так же как настольную игру для развития и закрепления полученных знаний в работе воспитателя, обогащение словарного запаса. При систематическом использование данной игры, показатели позвательной сферы у детей улучшаются.
Дидактическая игра «Найди рифму»
Цель: развитие словотворчества детей дошкольного возраста через подбор рифм.
Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель: научить определять род и число существительных.
Задачи: Способствовать пополнению и активизации словаря у детей, развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь, воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Дидактическая игра «Соедини слово с картинкой»
Цель: закрепление умения детей подбирать слово к звуковой схеме, понятий
гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, умение определять место звука в слове
. Задачи: развивать мышление, речь дошкольников.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков); тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Задачи: креплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка», узким («иголочка», в форме «чашечки» и т. д. Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Дидактическая игра «Назови, одним словом»
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, сообразительности речи. Формирование умения классифицировать предметы. Воспитание выдержки, интереса к игре, умения выполнять правила игры.
Задачи: продолжать расширять и активизировать словарный запас детей., уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, мебели, видов транспорта и объектов окружающего мира, учить понимать обобщающие слова (одежда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.).
Раскраска «Буквы»
Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление букв.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.
Задачи: учить определять предмет по его существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Дидактическая игра «Алфавит»
Цель: развивает мелкую моторику рук, интеллектуальные и мыслительные процессы детей, способствует становлению его речи, помогает изучить алфавит.
Дидактическая игра «Найди съедобные грибочки и положи в корзину»
Цель: формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи: углубить знания детей средней группы о съедобных и несъедобных грибах, особенностях строения и окраски разных грибов; учить выбирать из предложенного множества грибов только съедобные; развивать внимание, память, пространственное мышление, умение определят грибы по загадке, по картинке, по названию; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к природному миру, стремление сохранить свое здоровье, научившись отличать несъедобные грибы и не брать их.
Методические рекомендации
Содержание, методы и приёмы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности. Формы занятий – индивидуальные, групповые, парные.
Самым важным моментом считается то, что лэпбук будет интересен детям с любыми возможностями и способностями.
1. Возраст дошкольников – с 4 до 7 лет
2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый,
безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.
3. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.
Планируемые результаты
Технология «Лэпбук» очень проста и эффективна в применении, а самое главное, очень интересна детям. Эта увлекательная форма работы создаёт условия для развития мотивации и способностей ребёнка. Дети в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию об экологии.
Результаты наблюдений показывают, что дети стали активнее взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к участию в совместной деятельности. Повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.