Шапрова
«Литературный домик». Дидактическое пособие по ознакомлению детей 4–7 лет с литературными жанрами
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие для центра ознакомления детей с литературным творчеством «Литературный домик»
Методическое пособие предназначено для центра ознакомления детей 4 - 7 лет с литературным творчеством. Система дидактических игр и упражнений с методическим пособием «Литературный домик» содействует развитию речевой и социальной компетентности детей, обогащению их художественно-литературного опыта, становлению эмоционально-волевой сферы, а также положительной социализации личности каждого ребенка. Методическое пособие «Литературный домик» может использоваться в методической работе для интеллектуального развития, патриотического и нравственного воспитания детей, рекомендовано педагогам и родителям.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Подготовительная группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
ВВЕДЕНИЕ
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает актуальность разработки данного пособия. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность разработки пособия «Литературный домик» определяется тем, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т. е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения.
Опираясь на целевые ориентиры Федеральной образовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Речевое развитие» особое внимание уделяется ознакомлению дошкольника с книжной культурой, художественной литературой, пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественная литература - одно из важнейших средств развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т. д.
Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.
Малые фольклорные формы - богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.
Особое внимание в развитии речи детей уделяется художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.
Пособие «Литературный домик» поможет как детям, так и педагогам. Используя пособие, педагог помогает детям понять основные различия между литературными жанрами.
«Литературный домик» сразу заинтересует детей, ведь очень интересно, кто в нём живёт;
Герои передачи и журнала «Шишкин лес» - любимцы многих детей;
Определить жанр произведения будет легче, ведь для этого надо заглянуть в окошко к сказочному герою.
Я считаю, что ценность методического пособия в том, что дети действуют с ним. Развивается не только речевая культура, но и сенсомоторика, умение ориентироваться в пространстве. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи.
Программные задачи:
- познакомить детей с жителями «Литературного домика», с литературными произведениями разных жанров и тематики;
- обогатить художественно-литературный опыт детей народными и авторскими произведениями;
- учить детей различать художественные произведения по жанрам - стихотворение (есть рифма, сказка (необычная сказочная история, где животные, птицы и растения говорят, танцуют, общаются друг с другом и людьми, рассказы (изображение реальных событий);
- дать представление о назначении и содержании малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок);
- учить выделять и называть характерные черты персонажей, оценивать поступки героев, ставить себя на место сказочного персонажа, придумывать новые эпизоды произведений, окончание сказок, подбирать рифмы;
- содействовать развитию речевой и социальной компетентности, расширять представления о человеческих ценностях;
- развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, восприятие;
- закрепить названия геометрических фигур, цветовых оттенков, упражнять в ориентировке на поверхности;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь сказочным героям.
Дидактическое пособие оформлено в виде домика : стен и крыши трапеции. В доме живут герои Шишкиного леса – мышка Шуня, котёнок Коксик, волчонок Зубок, енот Енотыч, сова Матильда Леонардовна.
Окошки в домике разной формы и цвета. Они прикрепляются к стене с помощью липучек.
У совы красное круглое окошко, оно находится на крыше дома. У мышки - оранжевое овальное, у волчонка - зелёное квадратное, у енота - розовое окошко треугольной формы, у котёнка - прямоугольное золотистое окошко.
Каждый герой представляет свой литературный жанр (сказки, рассказы, стихотворения, фольклор).
Все герои, живущие в домике знакомы детям, так как «Шишкин лес» один из самых любимых детских журналов.
• Мышка Шуня - старательная и добрая. Всегда прислушивается к советам старших, любит чистоту и порядок, с удовольствием учится, узнаёт все новое и любит отгадывать загадки.
• Волчонок Зубок - немного неуклюжий, но всеобщий любимец. Добрый и отзывчивый друг, изучает сказки.
• Котёнок Коксик - озорной, немного шкодливый, но главное - добрый и необидчивый, всегда готов попросить прощения. Он сочиняет стихи.
• Енот Енотыч - самый хозяйственный и наблюдательный из обитателей сказочного леса, увлечён рассказами.
• А сова Матильда Леонардовна
«ходячая энциклопедия». Любит обучать и воспитывать своих младших друзей, черпая знания из народной мудрости (пословицы, поговорки).
В кармане с обратной стороны дома находятся дополнительные детали (снежинки, фрукты, цветы и бабочки). На крыше и дополнительных деталях пришиты кнопки. С помощью предметов дети могут украсить дом.
Если тема произведений «Доброта», то дом украшается цветами, так как от доброты всё расцветает.
Если тема «Береги природу» - яркими бабочками. О труде - фруктами, так как без труда не соберёшь урожай. Если тематика «Времена года», то крыша домика украшается соответствующими изображениями: зима - снежинками, весна - цветами, лето - бабочками, а осень - фруктами.
На крыше домика находятся изображения солнышка и тучи. Их можно использовать в оценивании детьми поступков литературных героев, если ребёнок считает поступок положительным, он касается солнышка, если отрицательным то тучи.
Рекомендации к проведению:
На занятиях по развитию речи воспитатель обращает внимание детей, что сегодня они побывают в гостях у одного из жителей «Литературного домика». Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство родного языка.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
Отгадывая загадки, дети должны понимать, что это вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения.
После знакомства с каким-либо жанром педагог спрашивает детей, у кого из жителей домика они побывали. Если читали сказку, то были в гостях у волчонка, если заучивали стихотворение - у котёнка.
Литературный домик поможет детям и педагогам закрепить изученный материал по разным темам, подвести итог.
Например, тема: «Доброта». Педагог предлагает прослушать стихотворение, загадку, отрывок из сказки или рассказа. Дети слушают и открывают окошко того сказочного героя, кто любит этот жанр. Если все окошки будут открыты, Матильда Леонардовна, живущая на крыше, дарит детям пословицу о доброте.
Используя пособие "Литературный домик", можно провести различные дидактические упражнения на развитие внимания и логики.
"Кто где живёт?" на развитие внимания.
Педагог меняет местами героев Шишкиного леса, дети открывают окошки, называют героя, вспоминают, где герой жил раньше и исправляют ошибку.
"Назови верно" ориентировка на плоскости.
Дети называют место окошка на домике :
- Зубок живёт в верхнем левом окошке,
- Шуня в нижнем левом,
- Енотыч в верхнем правом окошке,
- Коксик в нижнем правом.
"На что похоже?" сравнение предметов.
Дети называют геометрическую форму окон, и предметы, на которые они похожи.
- кольцо, пряник, колесо, руль, солнышко, тарелка, озеро и т. д. Треугольник - крыша, гора, сугроб, колпак и т. д.
- яйцо, лимон, огурец, голова и т. д.
- крышка стола, шоколад, рамка, часы.
- ковёр, окно, дверь, холодильник, одеяло.
Ещё можно развивать творчество детей : придумывать загадки о разных предметах, подбирать рифму к словам, придумывать другое окончание сказок, пересказывать рассказы, используя символическую синектику.
Заключение
Пособие «Литературный домик» поможет как детям, так и педагогам. Используя пособие, педагог поможет детям понять основные различия между литературными жанрами.
«Литературный домик» сразу заинтересует детей, ведь очень интересно, кто в нём живёт.
Герои передачи и журнала «Шишкин лес» - любимцы многих детей.
Определить жанр произведения будет легче, ведь для этого надо заглянуть в окошко к сказочному герою.
Я считаю, что ценность методического пособия в том, что дети действуют с ним. Развивается не только речевая культура, но и моторика, умение ориентироваться в пространстве. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, в сказках традиции и быт разных народов, в пословицах народную мудрость. Пособие «Литературный домик» апробировано в течение шести лет. Дети с удовольствием играют с ним, общаются, спорят, отстаивают свою точку зрения.
Не смотря, на название, пособие можно использовать на занятиях по математике: закрепление геометрических фигур, ориентировка на поверхности (правый верхний угол, левый нижний угол).
«Литературный домик» открыт для детей и педагогов, приглашает в интересный мир общения и познания. Успехов в совместной деятельности с детьми!
Список использованной литературы :
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – (Педагогическое образование).
2. Герасимова, А. С. Уникальная методика развития речи дошкольника / А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. – Санкт-Петербург : Нева, 2002. – 688 с. : ил. – ISBN 5-76541-982-8 (в пер.).
3. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова ; под редакцией Б. Ф. Сергеева. – Москва : Айрис-пресс, 2003. – 160 с.
4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая возрастная группа) : книга для воспитателя детского сада / В. В. Гербова. – Москва: Просвещение, 1987. – 207 с.
5. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : книга для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Просвещение, 1988. – 159 с.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др. ] ; редактор Ф. А. Сохин. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Просвещение, 1984. – 221, [2] с.
7. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: из опыта работы : книга для воспитателя детского сада / Г. С. Швайко ; под редакцией В. В. Гербовой. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Просвещение, 1988. – 64с.