Галина Фролова
Методическое пособие по математическому развитию для усвоения старшими дошкольниками состава числа из единиц
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Актуальность педагогов и родителей волнует тот факт, смогут ли старшие дошкольники овладеть в полной мере умениями оперировать составом числа из единиц, так как эти операции способствуют развитию умений решать примеры, задачи. Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования и активно реализуются в нашем дошкольном учреждении.
Публикация «Методическое пособие по математическому развитию для усвоения старшими дошкольниками состава числа из единиц» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Умение оперировать составом числа и единиц способствует формированию умственного воспитания и развития интеллекта. Операции с составом числа из единиц - это качественные изменения в формах познавательной активности старших дошкольников, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к операциям с составом числа из единиц в старшем дошкольном возрасте. А помогут в этом, несомненно, игровые и проблемные ситуации, в которые мы вводим ребенка в процессе понимания детьми состава числа из единиц. Приобщение к этим операциям в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Проблема в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении операциях с составом числа из единиц. И поэтому, зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, я стала чаще прибегать к помощи игровых и проблемных методик.
Считаю использование к каждому упражнению игровой или проблемной ситуации. Предлагаемые игровые или проблемные ситуации позволяют детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры или решения проблемы формируются навыки понимания состава из единиц, умения решать примеры и задачи дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности. Формирование оперирования с составом числа из единиц у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Любая такая игра требует от ребёнка умственного напряжения, а значит, стимулирует развитие мышления. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе
Контингент участников дошкольники подготовительной к школе группы, педагоги, родители
Цель: сформировать умения дошкольников 6-7 лет оперировать составом числа из единиц
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать представления детей о составе числа из единиц и умения ими оперировать
2. Продолжать учить применять знания о составе числа из единиц при решении примеров и задач
Развивающие :
1. Развивать высокую познавательную мотивацию
2. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение
3. Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей "социальной ступени развития" - школе
4. Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе, позволяющий им поступать в любые элитные учебные заведения
5. Формировать широкую любознательность
Воспитательные:
1. Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.
2. Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным "открытиям".
3. Развивать умения "добывать" знания из разных источников.
4. Формировать чувства ответственности за начатое дело.
"Модели профессора Дога"
В начале учебного года проводится игровая диагностика, которая помогает выявить знания детей о составе числа из единиц, умения решать простейших арифметические примеры.
В течение всего учебного года провидится задания на состав числа из единиц (как часть занятия) по математике, которая способствует постепенному и прочному усвоению детьми пониманию состава числа из единиц и умения оперировать с ними. Так же детям предложены решения примеров, которые помогают детям понять, что знание состава числа из единиц помогает быстро и правильно решать примеры и задачи.
Главное место в данных заданиях занимает игровая либо проблемная ситуация, которая должна быть решена, что позволяет детям получить не только удовольствие от решения интеллектуальной задачи, но и задачи игровой или проблемной.
В конце учебного года проводится также игровая диагностика, которая позволяет выявить динамику в развитии знаний детей о составе числа из единиц, умения решать простейшие арифметические примеры.
На одном занятии мы рассматриваем 2 модели (например, на занятие №1 и № 2, на следующих занятиях на 3 и 4 и т. д., схемы с более насыщенным составом числа дается по одной (начиная с числа 5).
Алгоритм объяснения: Представляю детям изображение профессора Дога, который все время что-то изобретает. Он совершил открытие молекул, которые у него постоянно распадаются, нам с детьми нужно сделать их устойчивыми, то есть дорисовать кружки, чтобы было в сумме 1,2, 3. и т. д. и дописать цифры результатов в прямоугольнике.