Светлана Степанова
Дидактическое пособие «Фразовый конструктор» для дошкольников
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Фразовый конструктор»
как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей.
Ценность данного пособия в том, что оно помогает в речевом развитии детям:
-развитие словарного запаса
-грамматического строя речи
-логически последовательно строить предложения
Задачи, на которые направлено данное пособие:
1. Формировать односоставное предложение.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Учить строить простое двусоставное нераспространенное предложение.
4. Развивать логическое мышление.
5. Учить изменять глаголы по лицам и временам.
6. Учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежах.
7. Учить правильно употреблять предлоги.
8. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину.
9. Развивать зрительное восприятие, память и мышление
Практическая значимость: мастер-класс будет полезен воспитателям и родителям.
Ожидаемые результаты:
- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей дошкольного возраста;
- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;
- создание атмосферной обстановки, поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям;
- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка.
Ход мастер-класса
-Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы Вас хотим познакомить с таким пособием как «Фразовый конструктор»
Его Целью является : формирование и развитие связной стороны речи детей дошкольного возраста
«Фразовый конструктор» – это наглядная опора для высказывания.
Пособие служит зрительной опорой, где каждое слово обозначается отдельной картинкой.
Предметные картинки подобраны по лексическим темам, это приводит к умению детей обобщать, классифицировать и сравнивать предметы.
Глаголы для удобства обозначены пиктограммой, так же и предлоги представлены в виде картинок (с ними мы заранее знакомим детей)
Разнообразие образовательного материала конструктора учитывает индивидуальные возможности детей, решает поставленные цели, и конечно, вовлекает детей в процесс построения фраз.
За основу бралась методика моделирования фраз по Валерии Ивановны Балаевой;
С Фразовым конструктором можно начинать работать с младшего возраста, так как Работа с ФК строится на принципе усложнения материала.
Этапы работы
На 1 этапе: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое).
Идет Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. На данном этапе происходит отработка умения грамотно задавать вопросы с помощью указательного местоимения «Кто это? Что это?» и отвечать на них фразой. (Это машина)
«Что делает?» - знакомим детей с основными символами действий, учим устанавливать связи между предметом и его действием.
Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. (Машина идет)
«Летит, плывёт, идёт» – подводим ребенка к пониманию того, что предметы могут объединяться в группы по способу передвижения.
2 Этап: работа по формированию предложений с прямым или косвенным дополнением. Существительное + глагол + существительное
(подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Мама моет тарелку.
С помощью данной схемы можно подвести к обобщению лексической темы «Назови одним словом»
На 3 этапе: в сложную фразу вводим определение с косвенным или прямым дополнением. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)
Существительное + глагол + прилагательное +существительное (подлежащее+ сказуемое+ определение + дополнение).
Предлагаем сюжетную картинку предлагаем выбрать объект. Например: собака лежит в песочнице
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Фразовый конструктор»
как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей.
Ценность данного пособия в том, что оно помогает в речевом развитии детям:
-развитие словарного запаса
-грамматического строя речи
-логически последовательно строить предложения
Задачи, на которые направлено данное пособие:
1. Формировать односоставное предложение.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Учить строить простое двусоставное нераспространенное предложение.
4. Развивать логическое мышление.
5. Учить изменять глаголы по лицам и временам.
6. Учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежах.
7. Учить правильно употреблять предлоги.
8. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину.
9. Развивать зрительное восприятие, память и мышление
Практическая значимость: мастер-класс будет полезен воспитателям и родителям.
Ожидаемые результаты:
- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей дошкольного возраста;
- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;
- создание атмосферной обстановки, поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям;
- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка.
Ход мастер-класса
-Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы Вас хотим познакомить с таким пособием как «Фразовый конструктор»
Его Целью является : формирование и развитие связной стороны речи детей дошкольного возраста
«Фразовый конструктор» – это наглядная опора для высказывания.
Пособие служит зрительной опорой, где каждое слово обозначается отдельной картинкой.
Предметные картинки подобраны по лексическим темам, это приводит к умению детей обобщать, классифицировать и сравнивать предметы.
Глаголы для удобства обозначены пиктограммой, так же и предлоги представлены в виде картинок (с ними мы заранее знакомим детей)
Разнообразие образовательного материала конструктора учитывает индивидуальные возможности детей, решает поставленные цели, и конечно, вовлекает детей в процесс построения фраз.
За основу бралась методика моделирования фраз по Валерии Ивановны Балаевой;
С Фразовым конструктором можно начинать работать с младшего возраста, так как Работа с ФК строится на принципе усложнения материала.
Этапы работы
На 1 этапе: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое).
Идет Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. На данном этапе происходит отработка умения грамотно задавать вопросы с помощью указательного местоимения «Кто это? Что это?» и отвечать на них фразой. (Это машина)
«Что делает?» - знакомим детей с основными символами действий, учим устанавливать связи между предметом и его действием.
Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. (Машина идет)
«Летит, плывёт, идёт» – подводим ребенка к пониманию того, что предметы могут объединяться в группы по способу передвижения.
2 Этап: работа по формированию предложений с прямым или косвенным дополнением. Существительное + глагол + существительное
(подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Мама моет тарелку.
С помощью данной схемы можно подвести к обобщению лексической темы «Назови одним словом»
На 3 этапе: в сложную фразу вводим определение с косвенным или прямым дополнением. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)
Существительное + глагол + прилагательное +существительное (подлежащее+ сказуемое+ определение + дополнение).
Предлагаем сюжетную картинку предлагаем выбрать объект. Например: собака лежит в песочнице
Заключение
Благодаря использованию ФК занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
Своё выступление заканчиваю высказыванием К. Д. Ушинского
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»