Мусалия Байгузина
Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным краем «Знай и люби свой город Туймазы»
Методическое пособие
Цикл дидактических игр
По ознакомлению с родным краем :
«Знай и люби свой город Туймазы»
для детей среднего и старшего возраста.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине, ответственность за не, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Публикация «Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным краем „Знай и люби свой город Туймазы“» размещена в разделах
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, где его дом. Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок осознаёт и приобщается к богатствам национальной культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд. Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, мы предлагаем в данном методическом пособии подборку дидактических игр по ознакомлению с родным краем, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Туймазы.
Цель данного пособия активизация и совершенствование знаний о родном городе Туймазы.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать представление о родном городе; формировать интерес к малой родине.
Развивающие: развивать связную монологическую речь; развивать память
(а также зрительную память, мышление, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Предлагаемые дидактические игры по ознакомлению с родным краем помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми в возрасте 5 – 7 лет. Они могут быть использованы для индивидуальной игры, игры небольшими подгруппами, включены в викторины, конкурсы.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе; воспитывать любовь к малой Родине.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления детей о достопримечательностях города Туймазы, их названий; развивать внимание, память, умение рассуждать и делать умозаключения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. ( Например: Это очень красивое здание, находится рядом с парком. У этого здания есть высокие колонны и оно похоже на дворец или можно в стихотворной форме:
Это волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нем
Танцы, музыка и смех-
Представления для всех!
Дидактическая игра «Дверная скважина».
Цель: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе; развивать умение по деталям узнавать целое и называть его, развивать внимание, пространственную ориентировку у детей подготовительного дошкольного возраста; воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
Дидактическая игра «Времена года в городе»
Цель: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра «Почини здание»
Цель: формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии; развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь-доказательство; воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
Дидактическая игра : «Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о городе Туймазы, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
Город Туймазы является городом республики Башкортостан, верно ли это?
Река Белая течет около нашего садика, верно ли это?
Город Туймазы больше, чем город Москва, верно ли это?
В городе Туймазы стоит памятник шляпы, верно ли это?
Дидактическая игра : «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города Туймазы.
Ход игры:
Примеры фраз для продолжения.
Мы живем в республики ….
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
Наш город Туймазы славится заводом по изготовлению …
Завод называется ….
В нашем городе есть памятники …
В нашем городе много …
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Туймазы.
Ход игры:
Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, город Туймазы (красивый, маленький, уютный, любимый, зелёный, улица Островского (длинная, широкая, красивая, оживленная, парк осенью (разноцветный, жёлто-красный, осенний) и т. д.
Дидактическая игра «Знатоки»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о достопримечательностях города Туймазы, развивать зрительно-конструктивную деятельность, умение определять и называть достопримечательность города.
Материал: картинки, фотографии с видами города Туймазы, фишки.
Ход игры:
Педагог делит детей на две команды. Предлагает по фотографии узнать достопримечательность города и рассказать о ней. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.
Дидактическая игра «Городские силуэты»
Цель: закреплять представления о достопримечательностях города Туймазы; развивать восприятие, внимание, память, речь.
Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя только один правильный силуэт.
Ход игры:
Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.
Выбрать из прилагаемых вариантов силуэт, соответствующий цветному изображению.
Усложнение игры:
1. выбрать силуэт по памяти.
2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.
Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»
Цель: закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.
Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.
Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом.
Дидактическая игра «Какой дом?»
Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило
игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .
- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)
- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)
- Дом из 9 этажей (какой) - ….
- Дом из 12 этажей (какой) - ….
- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .
- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)
-Дом из глины (какой) - (глиняный)
-Дом из камня (какой) - (каменный)
-Дом из https://www.maam.ru/upload/blogs/det]s[IMGad-1188914-1653162744.jpg[/IMG] стекла (какой) - (
стеклянный)
-Дом из льда (какой) - (ледяной)
-Дом из снега (какой) - (снежный)
-Дом из бумаги (какой) - (бумажный)
-Дом из картона (какой) - (картонный)
Приложение к методическому пособию по ознакомлению с родным краем :
«Знай и люби свой город» для детей старшего и подготовительного возраста.