МААМ-картинки

Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы «Хореографическое творчество» в ДШИ

перешеина
Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы «Хореографическое творчество» в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения дополнительной предпрофессиональной программы

«Хореографическое творчество» в ДШИ.

Подготовила

преподаватель

Перешеина О. В.

Введение

Публикация «Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы „Хореографическое творчество“ в ДШИ» размещена в разделах

Образование в сфере культуры и искусства – это уникальный способ формирования личности, органично сочетающий в себе воспитание и обучение, а также важнейшая составляющая культурно-образовательного пространства в современном российском обществе. Школы искусств в настоящее время решают не только социально значимые вопросы развития творческой одаренности, детской занятости и организации досуга, но и создают условия для формирования профессиональных интересов в самых разных областях искусства.

Система дополнительного образования детей является неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса в рамках общего образования, дополняя и углубляя общее начальное, основное и среднее образование школьников, создает возможности реализации творческих способностей детей в самых различных видах деятельности и характеризуется переходом от «школы навыков и умений» к «школе развития» личности обучающегося.

Музыкальные школы, школы искусств, хореографические школы, являются неотъемлемой частью системы дополнительного образования, уже несколько лет успешно работают по предпрофессиональным программам в области художественного образования, которые направленны на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников.

Сама формулировка "предпрофессиональная" звучит гордо и обязывает как школу и педагога, так и ребенка и родителя сделать выбор в пользу такого уровня обучения. Так как это высокое качество образования, гарантированное государством, его доступность, открытость, которое направленно на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности. Образовательным учреждением обеспечивается создание комфортной, развивающей образовательной среды. Это программа особого качества, которая позволит выпускнику школы при определенных условиях (мотивации и выявленных способностях) поступать на профессиональную ступень обучения.

В своей деятельности преподаватель ДШИ должен использовать следующие ресурсы:

1. Информационные.

- обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов аудио и видеоматериалами, учебниками и учебными пособиями, учитывающими современное содержание образования, требования ФГОС СПО;

- распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.

2. Человеческие.

- учащиеся, родители, преподаватели ДШИ, колеги из других образовательных структур, наставники из профильных высших учебных заведений.

3. Организационные

- администрация ДШИ

4. Материально-технические

- специализированные помещения, аудио-видеоаппаратура, компьютерная техника, вспомогательный инвентарь, сценические костюмы

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей в области хореографии и практических действий на пути к профессиональному совершенствованию.

Целью своей работы определяю: показать и доказать, что приведенные ниже методы и способы организации учебного процесса позволяют добиться высоких показателей предпрофессионального обучения при совместной работе ученика, преподавателя, родителя.

Основной задачей своей работы считаю возможность поделиться накопленным опытом, дать практические рекомендации молодым преподавателям в начале их творческого пути, а также систематизировать свою систему работы для дальнейшего совершенствования и повышения уровня педагогического мастерства.

Задачи:

-раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

-выявление и поддержка талантливых учащихся (исполнителей);

-совершенствование традиций хореографического искусства, повышение уровня исполнительского мастерства.

-использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

-активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

-расширение репертуара, популяризация классической, народной и современной музыки;

-развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта;

-укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Работая по предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество» и проведя анализ реализации программ предпрофессиональной направленности выявлены огромные преимущества данной деятельности, а так же проблемы в их реализации. Выявлены условия, необходимые для формирования положительной мотивации и успешного освоения, дополнительных предпрофессиональных программ. Среди них - умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения, заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы, так как индивидуальный подход к каждому ребенку дает прекрасные результаты в достижении целей и задач, как основная мотивация самостоятельной работы обучающегося.

Наиболее существенными проблемами оказались повышенные физические и временные нагрузки в общеобразовательной школе и низкий уровень престижа образования в сфере культуры и искусства. Среди родителей и детей, приступивших к выбору дальнейшей профессии, бытует негласное ранжирование «нужных и важных» профессий по их престижности, «модности» и материальной обеспеченности. Невысокий уровень заработной платы в сфере культуры и искусств не позволяет ей подняться на одну ступень с более престижными, по мнению родителей и выпускников школ, профессиями.

Поэтому основной целью обучения для родителей и детей, впервые переступивших порог школы искусств, является не будущая профессиональная ориентация в выбранной области, а общее художественно-эстетическое развитие. При этом каждый из родителей мечтает видеть своего ребенка на сцене, но о дальнейшем профессиональном определении речи не идет.

В связи с этим Федеральный закон внес серьезные изменения и определил новый правовой статус детских школ искусств как начальной ступени профессионального образования в системе российского трехступенчатого образования (школа – училище – вуз) в сфере культуры и искусства.

Целью обучения по предпрофессиональным программам, в том числе хореографическим стало формирование целого комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем пополнить число студентов профильных учебных заведений, успешно осваивающих профессиональные образовательные программы. Школы искусств получили право конкурсного отбора детей с соответствующими критериям: физическими данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, мотивацией к обучению. В учебных планах произошло деление на обязательную и вариативную части, а аттестация на каждом этапе обучения предписывает конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть ученик.

Таким образом, прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам проводится по результатам индивидуального отбора, проводимого в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения программы творческие способности и физические данные. Это и определяет особенность предпрофессионального образования как обучение способных, «отобранных» при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для профессионального самоопределения.

Профессиональные данные поступающего на хореографическое отделение - это целый комплекс специальных качеств у будущего ученика – чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, обладать развитым и тренированным телом, иметь мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, выразительность и грациозность. В этом комплексе специальных качеств особое место занимают природные физические данные будущего ученика.

Т. И. Васильева, педагог - хореограф, кандидат искусствоведения, разработала правила приема детей в хореографические школы, одним из условий, предъявляемым к будущим ученикам, ставит обязательное наличие танцевальной осанки и соответствующих пропорций тела. От обычной осанки танцевальная отличается тем, что тазобедренные и коленные суставы полностью развернуты, плечи раскрыты и опущены, а лопатки подтянуты к позвоночнику и ребрам. В пропорциях тела наибольшее значение имеют соотношение размеров относительной длины ног и ширины плеч. Обязательно наличие выворотности ног – способность поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги и наличие врожденной формы стопы. Стопа меняет форму в результате занятий больше, чем любая другая часть тела, поэтому стопа должна быть приспособлена к изменениям, происходящим во время обучения. Именно стопа принимает на себя тяжесть всего тела в позах и особенно в прыжках в момент толчка и приземления

Многолетний опыт показал, что абсолютно идеальные кандидаты на приемных экзаменах почти не встречаются, но кандидаты, имеющие в телосложении некоторые нежелательные отклонения – сутулость, прогиб в пояснице, асимметрия лопаток, о-образные ноги, плоскостопие могут обладать сценической внешностью, художественно одарены, наделены артистизмом и музыкальностью. Необходимо лишь на начальном этапе грамотно подобрать упражнения для улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, легкости прыжка, т. е. заложить основы для освоения технически сложных предметов: классического и народного танцев.

Дети возрасте 7–10 лет, поступающие на отделение хореографии в ДШИ, обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения, которыми насыщены занятия хореографией, вызывают быстрое утомление и снижает работоспособность. Анализ предпрофессиональных программ в области хореографического искусства показал, что с их введением значительно увеличилась временная и физическая нагрузка на детей. Многие из них, в том числе и родители, оказались не готовы к новым требованиям.

В связи с этим в некоторых классах школ искусств контингент обучающихся снижается, так как требования, заложенные в предпрофессиональных программах, рассчитаны на детей со специальными физическими данными и мотивацией на обучение.

Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. На формирование положительной мотивации к учебной деятельности в области хореографического искусства, сопряженного с тяжелыми физическими нагрузками, влияют и содержание учебного материала, и организация учебной деятельности, и стиль педагогического руководства, и анализ своей деятельности.

Для формирования положительной мотивации к обучению по предпрофессиональным программам хореографической направленности необходимы следующие условия :

– умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения;

– заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения;

формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы.

Таким образом, педагог, реализующий предпрофессиональные программы, должен быть не только профессионалом своего дела и беззаветно любить детей, но и организовывать творческую работу, являющуюся обязательной составляющей образовательного процесса. Ученик, осваивающий подобную программу, согласно федеральным государственным требованиям, прописывающим часы и для самостоятельной работы по каждому учебному предмету, обязан трудиться не только в классе, но и дома. Родители и близкие родственники должны обеспечить организацию режима дня и возможность домашней самостоятельной работы, а также присутствовать на концертах, фестивалях и участвовать в проектах школы искусств. Огромная роль отводится домашнему заданию, повторению и закреплению пройденных элементов, развитию гибкости

Очень помогает, особенно на первых годах обучения, разучивание сольных этюдов или сольных партий в групповом номере на предмете «Постановка концертных номеров» и демонстрация индивидуального исполнения одноклассникам, друзьям и родителям. Именно на таких уроках закладывается возможность индивидуального развития. Ребенок чувствует меру ответственности, видит недочеты и хочет их исправить, желает добиться большей амплитуды и художественной выразительности. В итоге все это мотивирует к еще большей работе на уроке «Классического» или «Народного танца» и т. д. Так к 4 классу дети уже самостоятельно разбирают вариации и этюды, рекомендованные педагогом и многие успешно выставляют их в концертно-конкурсной деятельности.

Огромная роль для успешного освоения программы отводится концертной деятельности, так как деятельность творческого коллектива и отдельного исполнителя не может быть ограничена одним репетиционным процессом. Само понятие «концерт» (лат. concertо— состязаюсь)— публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе. Концертное выступление— ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой, эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Поэтому в 2010 г. на базе хореографического отделения нашей школы я организовала хореографический ансамбль «Апельсин».

Детский хореографический коллектив— это особая среда, предоставляющая большие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Каждый концерт и воспитательное значение.

Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Один из самых распространенных видов концертных выступлений - отчетный концерт, которые мы проводим 2 раза в год и где участвуют все классы без исключения.

Концертная программа разнообразная, это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т. д. в рамках пройденных предметов и изученного материала.

Так же не менее двух раз в год в течение 9 лет на базе Октябрьской ДШИ проходят мастер-классы преподавателя Пермского иститута культуры Александры Владимировны Свинцовой, по классическому, народному, историко-бытовому танцу. Это огромная методическая помощь преподавателям, в методическую копилку каждого участника мастер-класса, о чем можно судить по многочисленным положительным отзывам.

Фестивали - конкурсы так же дают прекрасную возможность хореографическому коллективу и солисту не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с творческими достижениями других коллективов. К примеру, в 2023 г. образцовый хореографический ансамбль апельсин стал серебряным и бронзовым призером XIII фестиваль искусств имени Дмитрия Кабалевского «Наш Пермский край» с каждым выступлением укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.

Таким образом, можно выделить общие моменты, характеризующие концертную и конкурсную деятельность детских хореографических коллективов школ искусств. Основные формы концертной деятельности:

- осуществляются прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов;

- обеспечивают быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности обучающихся;

- создает условия для взросления - особенно это относится к профессиональным коллективам. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то на самом концерте выступление артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике. И, таким образом, помогает праздничной атмосфере в концертном зале.

Следует подчеркнуть, что художественный руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла - важнейшая задача руководителя. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего все изнуряющие репетиции.

Вместе с тем не следует понимать «предпрофессиональную» направленность обучения как обязательную стопроцентное поступление выпускников в профильные училища и вузы. В то же время результаты обучения по предпрофессиональным дополнительным программам должны быть такими, чтобы каждый выпускник школы искусств мог пройти творческий конкурсный отбор при поступлении и пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы все участники образовательного процесса – педагог, ученик и родители – осознавали уровень ответственности не только за выбор обучения по предпрофессиональным программам, но и за результаты своей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4. 09. 2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Российская газета, 8 сентября 2014 г.

2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе».

3. Тимошенко Л. Г. Факторы успешного освоения профессиональных компетенций будущих преподавателей хореографических дисциплин // Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры: материалы V Всерос. науч. -практ. заочной конф. с междунар. участием / под ред. Е. А. Каюмовой, И. В. Рудина. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 121–124.

4. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: учеб. -метод. пособие. М. ГИТИС, 1994. 160 с.

5. Ивлева Л. Д. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии : учеб. -метод. пособие. Челябинск, 2006. 78 с.

6. Хавилер Д. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М. Новое слово, 2004. 115 с.

7. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126–130.

8. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 3Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 3 Фотоотчет "Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года". Часть 3 Уважаемые коллеги,.

Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2 Фотоотчет "Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года". Часть 2 Здравствуйте, дорогие.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы «Хореографическое творчество» в ДШИ
Опубликовано: 11 марта 2024 в 12:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы «Хореографическое творчество» в ДШИ» (включая файлы) размещена пользователем перешеина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД