перешеина
Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы «Хореографическое творчество» в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения дополнительной предпрофессиональной программы
«Хореографическое творчество» в ДШИ.
Подготовила
преподаватель
Перешеина О. В.
Введение
Публикация «Условия формирования положительной мотивации и успешного освоения программы „Хореографическое творчество“ в ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Образование в сфере культуры и искусства – это уникальный способ формирования личности, органично сочетающий в себе воспитание и обучение, а также важнейшая составляющая культурно-образовательного пространства в современном российском обществе. Школы искусств в настоящее время решают не только социально значимые вопросы развития творческой одаренности, детской занятости и организации досуга, но и создают условия для формирования профессиональных интересов в самых разных областях искусства.
Система дополнительного образования детей является неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса в рамках общего образования, дополняя и углубляя общее начальное, основное и среднее образование школьников, создает возможности реализации творческих способностей детей в самых различных видах деятельности и характеризуется переходом от «школы навыков и умений» к «школе развития» личности обучающегося.
Музыкальные школы, школы искусств, хореографические школы, являются неотъемлемой частью системы дополнительного образования, уже несколько лет успешно работают по предпрофессиональным программам в области художественного образования, которые направленны на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников.
Сама формулировка "предпрофессиональная" звучит гордо и обязывает как школу и педагога, так и ребенка и родителя сделать выбор в пользу такого уровня обучения. Так как это высокое качество образования, гарантированное государством, его доступность, открытость, которое направленно на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности. Образовательным учреждением обеспечивается создание комфортной, развивающей образовательной среды. Это программа особого качества, которая позволит выпускнику школы при определенных условиях (мотивации и выявленных способностях) поступать на профессиональную ступень обучения.
В своей деятельности преподаватель ДШИ должен использовать следующие ресурсы:
1. Информационные.
- обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов аудио и видеоматериалами, учебниками и учебными пособиями, учитывающими современное содержание образования, требования ФГОС СПО;
- распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
2. Человеческие.
- учащиеся, родители, преподаватели ДШИ, колеги из других образовательных структур, наставники из профильных высших учебных заведений.
3. Организационные
- администрация ДШИ
4. Материально-технические
- специализированные помещения, аудио-видеоаппаратура, компьютерная техника, вспомогательный инвентарь, сценические костюмы
Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей в области хореографии и практических действий на пути к профессиональному совершенствованию.
Целью своей работы определяю: показать и доказать, что приведенные ниже методы и способы организации учебного процесса позволяют добиться высоких показателей предпрофессионального обучения при совместной работе ученика, преподавателя, родителя.
Основной задачей своей работы считаю возможность поделиться накопленным опытом, дать практические рекомендации молодым преподавателям в начале их творческого пути, а также систематизировать свою систему работы для дальнейшего совершенствования и повышения уровня педагогического мастерства.
Задачи:
-раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;
-выявление и поддержка талантливых учащихся (исполнителей);
-совершенствование традиций хореографического искусства, повышение уровня исполнительского мастерства.
-использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;
-активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;
-расширение репертуара, популяризация классической, народной и современной музыки;
-развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта;
-укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.
Работая по предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество» и проведя анализ реализации программ предпрофессиональной направленности выявлены огромные преимущества данной деятельности, а так же проблемы в их реализации. Выявлены условия, необходимые для формирования положительной мотивации и успешного освоения, дополнительных предпрофессиональных программ. Среди них - умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения, заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы, так как индивидуальный подход к каждому ребенку дает прекрасные результаты в достижении целей и задач, как основная мотивация самостоятельной работы обучающегося.
Наиболее существенными проблемами оказались повышенные физические и временные нагрузки в общеобразовательной школе и низкий уровень престижа образования в сфере культуры и искусства. Среди родителей и детей, приступивших к выбору дальнейшей профессии, бытует негласное ранжирование «нужных и важных» профессий по их престижности, «модности» и материальной обеспеченности. Невысокий уровень заработной платы в сфере культуры и искусств не позволяет ей подняться на одну ступень с более престижными, по мнению родителей и выпускников школ, профессиями.
Поэтому основной целью обучения для родителей и детей, впервые переступивших порог школы искусств, является не будущая профессиональная ориентация в выбранной области, а общее художественно-эстетическое развитие. При этом каждый из родителей мечтает видеть своего ребенка на сцене, но о дальнейшем профессиональном определении речи не идет.
В связи с этим Федеральный закон внес серьезные изменения и определил новый правовой статус детских школ искусств как начальной ступени профессионального образования в системе российского трехступенчатого образования (школа – училище – вуз) в сфере культуры и искусства.
Целью обучения по предпрофессиональным программам, в том числе хореографическим стало формирование целого комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем пополнить число студентов профильных учебных заведений, успешно осваивающих профессиональные образовательные программы. Школы искусств получили право конкурсного отбора детей с соответствующими критериям: физическими данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, мотивацией к обучению. В учебных планах произошло деление на обязательную и вариативную части, а аттестация на каждом этапе обучения предписывает конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть ученик.
Таким образом, прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам проводится по результатам индивидуального отбора, проводимого в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения программы творческие способности и физические данные. Это и определяет особенность предпрофессионального образования как обучение способных, «отобранных» при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для профессионального самоопределения.
Профессиональные данные поступающего на хореографическое отделение - это целый комплекс специальных качеств у будущего ученика – чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, обладать развитым и тренированным телом, иметь мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, выразительность и грациозность. В этом комплексе специальных качеств особое место занимают природные физические данные будущего ученика.
Т. И. Васильева, педагог - хореограф, кандидат искусствоведения, разработала правила приема детей в хореографические школы, одним из условий, предъявляемым к будущим ученикам, ставит обязательное наличие танцевальной осанки и соответствующих пропорций тела. От обычной осанки танцевальная отличается тем, что тазобедренные и коленные суставы полностью развернуты, плечи раскрыты и опущены, а лопатки подтянуты к позвоночнику и ребрам. В пропорциях тела наибольшее значение имеют соотношение размеров относительной длины ног и ширины плеч. Обязательно наличие выворотности ног – способность поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги и наличие врожденной формы стопы. Стопа меняет форму в результате занятий больше, чем любая другая часть тела, поэтому стопа должна быть приспособлена к изменениям, происходящим во время обучения. Именно стопа принимает на себя тяжесть всего тела в позах и особенно в прыжках в момент толчка и приземления
Многолетний опыт показал, что абсолютно идеальные кандидаты на приемных экзаменах почти не встречаются, но кандидаты, имеющие в телосложении некоторые нежелательные отклонения – сутулость, прогиб в пояснице, асимметрия лопаток, о-образные ноги, плоскостопие могут обладать сценической внешностью, художественно одарены, наделены артистизмом и музыкальностью. Необходимо лишь на начальном этапе грамотно подобрать упражнения для улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, легкости прыжка, т. е. заложить основы для освоения технически сложных предметов: классического и народного танцев.
Дети возрасте 7–10 лет, поступающие на отделение хореографии в ДШИ, обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения, которыми насыщены занятия хореографией, вызывают быстрое утомление и снижает работоспособность. Анализ предпрофессиональных программ в области хореографического искусства показал, что с их введением значительно увеличилась временная и физическая нагрузка на детей. Многие из них, в том числе и родители, оказались не готовы к новым требованиям.
В связи с этим в некоторых классах школ искусств контингент обучающихся снижается, так как требования, заложенные в предпрофессиональных программах, рассчитаны на детей со специальными физическими данными и мотивацией на обучение.
Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. На формирование положительной мотивации к учебной деятельности в области хореографического искусства, сопряженного с тяжелыми физическими нагрузками, влияют и содержание учебного материала, и организация учебной деятельности, и стиль педагогического руководства, и анализ своей деятельности.
Для формирования положительной мотивации к обучению по предпрофессиональным программам хореографической направленности необходимы следующие условия :
– умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения;
– заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения;
– формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы.
Таким образом, педагог, реализующий предпрофессиональные программы, должен быть не только профессионалом своего дела и беззаветно любить детей, но и организовывать творческую работу, являющуюся обязательной составляющей образовательного процесса. Ученик, осваивающий подобную программу, согласно федеральным государственным требованиям, прописывающим часы и для самостоятельной работы по каждому учебному предмету, обязан трудиться не только в классе, но и дома. Родители и близкие родственники должны обеспечить организацию режима дня и возможность домашней самостоятельной работы, а также присутствовать на концертах, фестивалях и участвовать в проектах школы искусств. Огромная роль отводится домашнему заданию, повторению и закреплению пройденных элементов, развитию гибкости
Очень помогает, особенно на первых годах обучения, разучивание сольных этюдов или сольных партий в групповом номере на предмете «Постановка концертных номеров» и демонстрация индивидуального исполнения одноклассникам, друзьям и родителям. Именно на таких уроках закладывается возможность индивидуального развития. Ребенок чувствует меру ответственности, видит недочеты и хочет их исправить, желает добиться большей амплитуды и художественной выразительности. В итоге все это мотивирует к еще большей работе на уроке «Классического» или «Народного танца» и т. д. Так к 4 классу дети уже самостоятельно разбирают вариации и этюды, рекомендованные педагогом и многие успешно выставляют их в концертно-конкурсной деятельности.
Огромная роль для успешного освоения программы отводится концертной деятельности, так как деятельность творческого коллектива и отдельного исполнителя не может быть ограничена одним репетиционным процессом. Само понятие «концерт» (лат. concertо— состязаюсь)— публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе. Концертное выступление— ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой, эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Поэтому в 2010 г. на базе хореографического отделения нашей школы я организовала хореографический ансамбль «Апельсин».
Детский хореографический коллектив— это особая среда, предоставляющая большие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Каждый концерт и воспитательное значение.
Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Один из самых распространенных видов концертных выступлений - отчетный концерт, которые мы проводим 2 раза в год и где участвуют все классы без исключения.
Концертная программа разнообразная, это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т. д. в рамках пройденных предметов и изученного материала.
Так же не менее двух раз в год в течение 9 лет на базе Октябрьской ДШИ проходят мастер-классы преподавателя Пермского иститута культуры Александры Владимировны Свинцовой, по классическому, народному, историко-бытовому танцу. Это огромная методическая помощь преподавателям, в методическую копилку каждого участника мастер-класса, о чем можно судить по многочисленным положительным отзывам.
Фестивали - конкурсы так же дают прекрасную возможность хореографическому коллективу и солисту не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с творческими достижениями других коллективов. К примеру, в 2023 г. образцовый хореографический ансамбль апельсин стал серебряным и бронзовым призером XIII фестиваль искусств имени Дмитрия Кабалевского «Наш Пермский край» с каждым выступлением укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.
Таким образом, можно выделить общие моменты, характеризующие концертную и конкурсную деятельность детских хореографических коллективов школ искусств. Основные формы концертной деятельности:
- осуществляются прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов;
- обеспечивают быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности обучающихся;
- создает условия для взросления - особенно это относится к профессиональным коллективам. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то на самом концерте выступление артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике. И, таким образом, помогает праздничной атмосфере в концертном зале.
Следует подчеркнуть, что художественный руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла - важнейшая задача руководителя. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего все изнуряющие репетиции.
Вместе с тем не следует понимать «предпрофессиональную» направленность обучения как обязательную стопроцентное поступление выпускников в профильные училища и вузы. В то же время результаты обучения по предпрофессиональным дополнительным программам должны быть такими, чтобы каждый выпускник школы искусств мог пройти творческий конкурсный отбор при поступлении и пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы все участники образовательного процесса – педагог, ученик и родители – осознавали уровень ответственности не только за выбор обучения по предпрофессиональным программам, но и за результаты своей работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4. 09. 2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Российская газета, 8 сентября 2014 г.
2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе».
3. Тимошенко Л. Г. Факторы успешного освоения профессиональных компетенций будущих преподавателей хореографических дисциплин // Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры: материалы V Всерос. науч. -практ. заочной конф. с междунар. участием / под ред. Е. А. Каюмовой, И. В. Рудина. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 121–124.
4. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: учеб. -метод. пособие. М. ГИТИС, 1994. 160 с.
5. Ивлева Л. Д. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии : учеб. -метод. пособие. Челябинск, 2006. 78 с.
6. Хавилер Д. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М. Новое слово, 2004. 115 с.
7. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126–130.
8. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г