Маслова Светлана
Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей первой младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша»
Введение Актуальность. Цель современного дошкольного образования - гармоничное всестороннее развитие личности ребенка через его социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. А познавательное развитие в трактовке ФГОС ДО в том числе включает знания об окружающем мире (форме, цвете, размере, материале и др., т. е. овладение сенсорной культурой, что и является целью сенсорного воспитания.
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Ребенок с самого рождения познает окружающий мир через ощущения: с помощью рта, глаз, носа - происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка длительный процесс, который начинается с первых дней жизни и продолжается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание способствует и дает основу умственному развитию ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так, как только полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду.
В процессе сенсорного воспитания у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается ос-нова для развития умственной деятельности.
Поскольку основным видом деятельности для дошкольника выступает игра, то закономерно ее использование в образовательном процессе дошкольников. Это делает процесс обучения более привлекательным, доступным и эффективным. В процессе игры целесообразно использовать специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип.
В современном мире разработано значительное количество игрового дидактического материала, в частности блоков Дьенеша. Блоки Дьенеша могут служить основой создания практических систем обучения, позволяющих детям в игровой форме усвоить представления о сенсорных эталонах, развить умение группировать предметы по разным признакам, развивать речевой запас, внимательность, сообразительность.
Основная цель при составлении дидактических игр с блоками Дьенеша, для детей первой младшей группы - ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой, цветом, размером предметов. Для достижения цели поставлены задачи:
– сформировать у детей сенсорные представления, о цвете, форме, величине;
– познакомить детей с основными разновидностями цвета (красный, желтый, синий, формы (круг, прямоугольник треугольник, квадрат, величины (большие, маленькие);
– выработать навыки классификации предметов по одному, двум признакам;
– развить умение использовать сенсорные эталоны в повседневной жизни.
Новизна. Большинство методических разработок дидактических игр с блоками Дьенеша, предназначены для детей от трех лет. В течении года для занятий по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы были составлены дидактические игры на основе блоков Дьенеша.
Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь воспитателям первых младших групп, в реализации работы с детьми раненного возраста по сенсорному развитию с использованием блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Сформировать интерес у педагогов первых младших к системному использованию в сенсорном развитии современной развивающей технологии – логических блоков Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения блоков Дьенеша в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности.
3. Формировать у детей раннего возраста сенсорные представления, о цвете, форме, величине.
В данных методических указаниях дидактические игры разделены на три части:
1. Дидактические игры на знакомство детей с цветом;
2. Дидактические игры, направленные на знакомство детей с формой;
3. Дидактические игры на знакомство с величиной предметов.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой (круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные); 2. цветом (красные, синие и желтые); 3. размером (большие и маленькие); 4. толщиной (толстые и тонкие).
Для детей раннего возраста, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.
Методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, работающих с детьми первой младшей группы.
1. Дидактические игры на знакомство детей с цветом
Знакомство с блоками Дьенеша дети начали с рассматривания комплекта. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей освоение материала началось с организации простого манипулирования геометрическими фигурами: детям была предоставила возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали блоки по своему усмотрению: строили башни, складывали домики, предметов-заместителей (пирожков, цветочков). В процессе манипуляций с блоками малыши установили, что блоки имеют различную форму, а также цвет и размер.
Далее детям были предложены дидактические игры начался процесс на знакомства с цветом.
В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:
• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку кар-точку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет; закрепление знаний о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.
Исходя из этих рекомендаций были составлены дидактические игры по знакомству с цветом.
1. Дидактическая игра «Разноцветное печенье»
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой - не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы. Блоки Дьенеша двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход игры.
Высыпьте перед ребенком блоки Дьенеша одинаковые по форме и величине, но разные по цвету и предложите разделить их на две кучки между, к примеру, Белочкой и Зайцем. Покажите, как следует раскладывать блоки, комментируя свои действия: «Давай, печенье на две кучки (два ведерка, две тарелочки): сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет блоков: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красное печенье, а сюда все желтое».
2. Дидактическая игра: «Построим башню»
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Материалы: Блоки Дьенеша двух контрастных цветов, например, красные и желтые (синие и желтые).
Ход игры. Высыпьте блоки Дьенеша на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный блок и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».
Помогайте малышам прикладывать блок к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если блок «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой.
В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному блоку и попросите их найти в коробке блоки таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
3. Дидактическая игра: «Цветные парочки»
Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету блоков.
Материалы. Пары одинаковых по цвету блоков.
Ход игры.
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (напри-мер, красные квадраты, красные круги, красные треугольники, затем раз-ные (например, красный квадрат и красный круг, желтый круг и желтый квадрат, синий треугольник и синий квадрат). Разложите на листке по од-ному блоку из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. По-просите малышей найти цветные пары своим предметам.
4Дидактическая игра «Заселим жильцов в домики»
Цель игры: учить зрительно соотносить цвета - выбирать цвета по образцу.
Ход игры. На столе разложены 3 домика с крышами разных цветов. Блоки потерялись, расселим их по своим домикам. Цвет блока соответствует цвету крыши и окошечка домика.
5 Дидактическая игра: «Четвертый лишн
ий»
Цели. Закреплять знание цветов.
Материалы. Блоки 2 цветов
Ход игры. Положите на стол четыре блока, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.
6. Дидактическая игра «Угости медведя ягодами»
Цель: Закреплять знания названия цветов.
Материал: игрушка, блоки Дьенеша, обруч.
Ход игры. На полянке растут ягоды (блоки 2цветов, Мишка любит красные ягоды. Положи в обруч красные ягоды, а желтые оставь за обручем.
2. Дидактические игры, направленные на знакомство детей с формой
В процессе знакомства детей с формой современные педагоги предлагают выделять следующие этапы:
• практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой - не та-кой», не называя ее;
• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;
• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.
1. Дидактическая игра: «Почтовый ящик»
Цели. Познакомить с геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
Материалы. Коробка - сортер с отверстиями разной формы, блоки Дьенеша, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры
Покажите детям коробку с прорезями и блоки разной формы. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните детям, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель. Находить геометрические фигуры на ощупь
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все квадратные блоки). Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного размера.
3 Дидактическая игра: «Веселый поезд»
Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом (кругом, треугольником).
Ход игры
Покажите детям рисунок с изображением поезда. Разложите их в ряд на столе и скажите: «Вот поезд, а это - вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие блоки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».
Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и по-садить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.
По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий.
Сначала используем изображение с блоками одной формы, например, квадрат. Затем блоки разной формы.
4Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Блоки сначала одного, в дальнейшем разного цвета (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
Ход игры:
Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета.
Разложите на столе фигуры двух форм, например, прямоугольник и круг или прямоугольник и треугольник.
Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это прямоугольники». В последующем можно использовать фигуры разного цвета, давать задание одновременно не-скольким детям.
5. Дидактическая игра: «Найди лишнюю фигурку»
Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы. Блоки разной формы (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
Ход игры Эта игра проводится индивидуально или с небольшой группой детей. Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».
3. Дидактические игры на знакомство с величиной предметов
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно:
• предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
• сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:
• сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по вели-чине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по вели-чине ;
1. Дидактическая игра: «Спрячь в ладошке!»
Цели. Познакомить с понятием величины.
Материалы. Круглые блоки разной величины, по два на ребенка (один большой, один маленький).
Ход игры
Сначала раздать детям маленькие блоки и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать большие блоки.
Подведите итог игры: «Маленькие блоки можно спрятать в ладошках, а большие нет».
2Дидактическая игра «Большое и маленькое печенье»
Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
Материалы. Разноцветные блоки, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.
Ход игры
Перед началом занятия положите большие и маленькие блоки в со-ответствующие по размеру ведерки. Покажите малышам ведро с большими блоками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большое печенье — вот такое».
Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут ма-ленькие блоки и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькое печенье — вот такое. Поиграйте с блоками. Сравните маленький блок с большим. Поставьте их рядом».
Когда дети поиграют с блоками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) блока и попросите положить их в нужное ведерко.
3. Дидактическая игра «Найди пару».
Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
Материал: Пара одинаковых блоков (разных по величине).
Ход игры. Взрослый: Папы блоки гуляли с малышами и потеряли их. Давайте поможем папам найти малышей. Вот это большой прямо-угольник (любая фигура, давайте найдем такой же, только маленький.
Заключение
Дидактические игры с блоками Дьенеша целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста для формирования у них знаний о сенсорных эталонах. Регулярно занимаясь с блоками, дети стали более внимательными, расширили и получили новые знания, которые пригодятся им в дальнейшем для освоения какой-либо деятельности. Так же дидактические игры с блоками Дьенеша могут применять педагоги в своей работе, для улучшения качества знаний дошкольников.
Список литературы
1. Аганесов В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М. : Просвещение, 2009. 164 с.
2. Венгер Л. А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 24–29.
3. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника. М. : Просвещение, 1996. 148 с.
4. Поскребышева Е. Д. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2–3 лет посредством дидактических игр // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 7 (19). – С. 240–245.
5. Качуренко С. Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. 2008. C. 32–39.
6. Сенсорное развитие детей раннего. возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с.