Елена Колесникова
Методические требования к организации занятия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Подготовка к занятию
Подготовка воспитателя к занятию происходит поэтапно [7].
1 этап - осуществляется планирование занятия. В ходе планирования воспитателем в соответствии с программой воспитания и обучения, реализуемой в детском саду, с учетом возрастных особенностей детей :
- определяется тема предстоящего занятия, которая отражается в плане;
- подбирается программный материал, который необходимо реализовать на занятии;
Публикация «Методические требования к организации занятия с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- планируются методы и приемы обучения, наиболее эффективные для проведения конкретного занятия для лучшего усвоения материала детьми;
- продумывается детально подготовительная работа, которую необходимо провести с дошкольниками перед проведением занятия, в нее могут входить беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, игры и т. д. ;
- перед занятием просматривается план занятия, при необходимости дополняется или пересматривается содержание, методические приемы, просматривается литературный материал (в соответствии с темой занятия в него могут входить загадки, стихи, потешки, рассказы, сказки и т. д.).
2 этап - воспитателем готовится оборудование для проведения занятия. При реализации данного этапа воспитателем проверяется исправность оборудования, которое запланировано использовать в процессе проведения занятия (музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска и т. д.). Также подготавливается дидактический материал – демонстрационный и раздаточный. Некоторые занятия требуют предварительной подготовки, к примеру, при показе детям проросших семян их нужно заранее прорастить.
3 этап - осуществляется подготовка детей к занятию. На данном этапе воспитателю важно мотивировать детей, пробудить у дошкольников интерес к предстоящему занятию, организовать работу дежурных, которые оказывают помощь воспитателю в подготовке – расставляют баночки, раздают дидактические материалы, подготавливают другие материалы для проведения занятия.
Таким образом, тщательная подготовка к занятию, включающая три этапа работы (планирование занятия в соответствии с программой и возрастными особенностями детей, подготовка оборудования, подготовка детей) способствует эффективности проведения занятия в дошкольной образовательной организации.
2. Определение цели и задач занятия
При подготовке к занятию важно спроектировать цель предстоящего занятия, которая задаст общий ход процесса обучения, определит содержание занятия, будет способствовать отбору методов и приемов обучения [4].
Цель занятия в дошкольной образовательной организации формулируется с применением слов «формирование», «создание», «развитие». Цель должна отвечать следующим требованиям : конкретность, измеримость, достижимость, ориентация на результат, соотносимость с конкретным сроком.
Задача является средством достижения цели. В дошкольной образовательной организации к каждому занятию ставятся три группы задач: обучающие, воспитательные и развивающие.
Обучающие задачи направлены на освоение системы знаний и формирования умений и навыков; воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности; развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Задачи формулируются при помощи глаголов (создать, разработать, воспитывать, развивать и т. д.).
3. Структура и тип занятия
Основными структурными компонентами занятия в дошкольной образовательной организации являются :
1. Организация детей;
2. Основная часть занятия;
3. Окончание занятия [8].
1 этап занятия – воспитатель организует детей – проверяет готовность к занятию, создает интерес к занятию, при этом широко используются сюрпризные моменты, приемы, содержащие занимательность.
2 этап - воспитатель организует различные виды деятельности детей, организует внимание, объясняет новый материал, показывает способ действия, ставит учебные задачи и т. д. Также на данном этапе воспитатель организует закрепление знаний детей, усвоение детьми различных навыков, для этого используются совместные упражнения, организуется самостоятельная работа детей с дидактическими материалами.
3 этап - воспитателем подводятся итоги, дети участвуют в анализе выполненной на занятии работы, воспитатель оценивает участие детей в занятии, затем переключает детей на другой вид деятельности.
Обучение и развитие дошкольников обеспечивается при проведении занятий, при этом основными типами занятий, используемыми в ДОО являются:
- комбинированные (на данном занятии одновременно решаются несколько дидактических задач);
- тематические (это классическое занятие по различным разделам обучения);
- комплексные.
Итак, кратко была описана структура занятий и представлены основные типы занятий в ДОО.
4. Вид занятия
При организации обучения детей дошкольного возраста педагогами организуются различные виды занятий.
- Классическое занятие – организуется в соответствии с классической формой, включает в себя объяснение, выполнение задания детьми, в конце занятия подводятся итоги.
- Комплексное (комбинированное занятие) предполагает использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).
- Тематическое занятие подчинено одной тематике, например, «Осень», «Мебель» и др.
- Итоговое или контрольное занятие направлено на выяснение степени усвоения программных требований детьми дошкольного возраста в течение определенного промежутка времени (квартал, полугодие, год).
Представленные ниже виды занятий относятся к нетрадиционным.
- Экскурсия – широко используется в детском саду, воспитателями организуются экскурсии в библиотеку, ателье, на почту, на поле, на стройку, в школу и др.
- Коллективное творческое дело представляет собой совместную работу воспитателя и детей, может быть организовано коллективное рисование, коллективная аппликация.
- Занятие–труд – на данном занятии организуется практическая деятельность дошкольников, к примеру, посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.
- Занятие-игра – в процессе занятия организуется игровая деятельность, игра тесно связана с темой занятия, к примеру, могут быть проведены следующие занятия : «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату».
- Занятие-творчество – на данных занятиях воспитателем организуется продуктивная творческая деятельность детей - мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
- Занятие-сказка - все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.
В практике детского сада воспитателями проводятся и другие виды занятий – занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-конкурсы и т. д.
5. Методы обучения, применяемые на занятии
При проведении занятий в дошкольной образовательной организации используются разнообразные методы : наглядные, словесные, практические и игровые методы [1].
Наглядные методы обучения
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Словесные методы обучения
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3. Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Игровые методы обучения
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Итак, в детском саду применяются разнообразные методы обучения – словесные, наглядные, практические, игровые. Было представлено краткое описание некоторых методов, широко используемых в работе с дошкольниками.
6. Приемы обучения, используемые на занятии
Основными приемами обучения дошкольников в соответствии с методом обучения являются :
- распознавание, определение характеристики;
- определение характера изменений или преобразований предмета;
- демонстрация предметов, часто такие методические приемы используются на занятиях по ИЗО;
- демонстрация образца, например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т. д. ;
- демонстрация способа выполнения действий; данный прием часто применяется на занятиях по ручному труду;
- демонстрация иллюстраций и репродукций – данный прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта [1].
Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий [3].
В детском саду практикуют простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.
Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания: определить, какой предмет тонет, какой нет; превратить снег в воду; провести опыты с глиной; установить свойства воска таять и т. д.
Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы : загадывание загадок; введение соревновательных элементов; организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий; чудесное появление объектов.
Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся: речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т. д. ; повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове); постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.
Также к словесным приемам относятся: объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения; указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.
7. Выбор средств обучения для проведения занятия
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [5].
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-спортивное оборудование.
Средства обучения дошкольников подбираются в соответствии с целями, задачами и содержанием занятия. К примеру, для познавательного развития дошкольников могут быть использованы наборы тематических предметных карточек; серия демонстрационных сюжетных тематических картин; домино с цветными изображениями; шнуровки различного уровня сложности; игрушки-персонажи; набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; дидактические игры; муляжи фруктов и овощей; вкладыши; пирамидки различной величины. Для речевого развития: наборы предметных карточек по темам; набор сюжетных карточек по темам; предметные игрушки-персонажи; комплекты детских книг по темам; иллюстрации к детской художественной литературе.)
Основными техническими средствами обучения являются:
- экранно-звуковая аппаратура: пианино; синтезатор; музыкальный центр; телевизор;
- вспомогательные технические средства: цифровой видеопроектор; экран;
- носители информации: тематические презентации; цифровые музыкальные аудиозаписи; фонотека, видеотека.
8. Формы организации занятий
Основными формами организации занятий в современной дошкольной образовательной организации являются : фронтальные, групповые, индивидуальные [3].
Фронтальная форма организации обучения - работа ведется со всеми детьми характерно четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная) – обучение ведется по группам (подгруппам, группы могут образовываться по личной симпатии, общим интересам, но не по уровням развития. Важным является обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
9. Методика самоанализа занятия
Проведение самоанализа занятия помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание [8].
Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например:
• понимают ли дети, для чего проводится занятие;
• готовы ли они к нему;
• какова форма проведения занятия;
• насколько доступен материал;
• заинтересованы ли дети;
• как подготовлен материал;
• способствует ли занятие творческой активности.
Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты:
1. Характеристика детской группы.
2. Сопоставление материала и программы.
3. Цель.
4. Задача.
5. Использование наглядных пособий.
6. Этапы и последовательность занятия.
7. Атмосфера на занятии.
8. Детское поведение.
9. Результат [8].
Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования занятия. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы. Далее дается характеристика атмосферы на занятии : насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы дети, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная. Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.
Таким образом, проведение самоанализа проведенного занятия является важным этапом деятельности воспитателя. Самоанализ проводится в соответствии с рядом аспектов, которые подробно были изложены в данном параграфе работы.
Библиография
1. Бережнова О. В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации/О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. — М., 2014.
2. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб., 2013.
3. Гурченко В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие. — М., 2016.
4. Карелина О. И. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : курс лекций/учебно-методическое пособие; — Рыбинск, 2012.
5. Козлова СА. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2007.
6. Кондрашова Н. В. Дошкольное образование и его развитие в современных условиях: учебное пособие/Н. В. Кондрашова; Мордов. гос. пед. ин-т, Саранск, 2014. — 1 электрон, опт. диск. Номер гос. регистрации обяза-тельного федерального экземпляра электронного издания в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0321403111 от 22 октября 2014 г.
7. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М., 2013.
8. Тимофеева Н. В. Занятия в детском саду : современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт. -сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. -Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 131 с.