Папки-передвижки

Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Галина Борщева
Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимоотношения детей дошкольного возраста

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его можно рассматривать как измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить наши взгляды на самого себя.

Взаимоотношения между людьми рассматриваются как способ объединения индивидов, а так же как способ их развития.

Публикация «Методические рекомендации: „Взаимоотношения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте потребность во взаимоотношениях становится одной из главных и на первое место выступают взаимоотношения со сверстниками.

Изучению проблемы взаимоотношений дошкольников в группе посвящено множество работ таких авторов как: Репиной Т. А., Коломинского Я. Л., Рузской А. Г., Смирновой Е. О., Лисиной М. И. и др. Анализ работ данных авторов позволил выделить наиболее общие тенденции: изменяются взаимоотношения детей в группах д/сада от возраста к возрасту. Детской группе присущи свои особенности как во внешней структуре, социальной организации (ранняя ступень развития человеческих отношений, формальная организация, так и в ее внутренней организации (особенности динамики коммуникативной потребности и др.).

Первоначально отношения со сверстниками в группе детского сада возникают на базе определенной совместной деятельности, когда ребенок включен во взаимоотношения по поводу достижения определенного результата. Эти взаимоотношения постепенно, к концу старшего дошкольного возраста, становятся более осознанными, устойчивыми и избирательными, применяются также мотивы привлекательности того или иного сверстника: от не осознанной симпатии до осознания его личностных качеств и появления первой дружеской привязанности. Основные специфические черты взаимоотношений в группе детского сада обоснованы особенностями динамики становления потребности общения дошкольников со сверстниками.

В возрасте 3-4 лет для взаимоотношений характерно самовыражение ребенка, озабоченность в привлечении внимания к себе, с целью получения эмоционального отклика партнера, восприятие партнера невидимым зеркалом, в котором они видят себя, общение не связано с предметными действиями.

В 4-6 лет взаимоотношения меняются, появляются реальные и ролевые взаимоотношения связанные с развитием сюжетно-ролевой игры. Содержанием общения становится деловое сотрудничество, завязанное на общем деле. Выделяется потребность в признании и уважении сверстника.

К 6-7 возрасту в отношениях между сверстниками наблюдается внеситуативный характер речевых обращений к сверстнику. Общение становится опять не опосредованным предметами и действиями. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Динамика изменения во взаимоотношениях между детьми определяется сменой форм общения, характером изменения самосознания, в частности его оценочного и самооценочного компонента.

Группа становится более структурированная, четко выделяется лидер, а так же принятые и отверженные. Развиваются коммуникативные качества и формируются коммуникативные умения. С возрастом во взаимоотношениях детей появляется деловой аспект связанный со сменой ведущего вида деятельности. Происходят изменения в самооценки детей, она становится более адекватной и мотивированной. Дети начинают более сознательно подходить к оцениванию самого себя, друга и себя с позиции друга.

Таким образом, находясь в группе, дети постоянно находятся в разнообразных связях, вступают в различные отношения. Каждая возрастная группа имеет свои специфические особенности построения этих взаимоотношений.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб, 2005. - 672с.

2. Волкова, А. И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. – 446с.

3. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 568с.

4. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 317с.

5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009.- 276 с.

6. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М. : Педагогика, 1990. – 280с.

Публикации по теме:

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 08:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Борщева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД