Галина Борщева
Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношения детей дошкольного возраста
Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его можно рассматривать как измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить наши взгляды на самого себя.
Взаимоотношения между людьми рассматриваются как способ объединения индивидов, а так же как способ их развития.
Публикация «Методические рекомендации: „Взаимоотношения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте потребность во взаимоотношениях становится одной из главных и на первое место выступают взаимоотношения со сверстниками.
Изучению проблемы взаимоотношений дошкольников в группе посвящено множество работ таких авторов как: Репиной Т. А., Коломинского Я. Л., Рузской А. Г., Смирновой Е. О., Лисиной М. И. и др. Анализ работ данных авторов позволил выделить наиболее общие тенденции: изменяются взаимоотношения детей в группах д/сада от возраста к возрасту. Детской группе присущи свои особенности как во внешней структуре, социальной организации (ранняя ступень развития человеческих отношений, формальная организация, так и в ее внутренней организации (особенности динамики коммуникативной потребности и др.).
Первоначально отношения со сверстниками в группе детского сада возникают на базе определенной совместной деятельности, когда ребенок включен во взаимоотношения по поводу достижения определенного результата. Эти взаимоотношения постепенно, к концу старшего дошкольного возраста, становятся более осознанными, устойчивыми и избирательными, применяются также мотивы привлекательности того или иного сверстника: от не осознанной симпатии до осознания его личностных качеств и появления первой дружеской привязанности. Основные специфические черты взаимоотношений в группе детского сада обоснованы особенностями динамики становления потребности общения дошкольников со сверстниками.
В возрасте 3-4 лет для взаимоотношений характерно самовыражение ребенка, озабоченность в привлечении внимания к себе, с целью получения эмоционального отклика партнера, восприятие партнера невидимым зеркалом, в котором они видят себя, общение не связано с предметными действиями.
В 4-6 лет взаимоотношения меняются, появляются реальные и ролевые взаимоотношения связанные с развитием сюжетно-ролевой игры. Содержанием общения становится деловое сотрудничество, завязанное на общем деле. Выделяется потребность в признании и уважении сверстника.
К 6-7 возрасту в отношениях между сверстниками наблюдается внеситуативный характер речевых обращений к сверстнику. Общение становится опять не опосредованным предметами и действиями. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.
Динамика изменения во взаимоотношениях между детьми определяется сменой форм общения, характером изменения самосознания, в частности его оценочного и самооценочного компонента.
Группа становится более структурированная, четко выделяется лидер, а так же принятые и отверженные. Развиваются коммуникативные качества и формируются коммуникативные умения. С возрастом во взаимоотношениях детей появляется деловой аспект связанный со сменой ведущего вида деятельности. Происходят изменения в самооценки детей, она становится более адекватной и мотивированной. Дети начинают более сознательно подходить к оцениванию самого себя, друга и себя с позиции друга.
Таким образом, находясь в группе, дети постоянно находятся в разнообразных связях, вступают в различные отношения. Каждая возрастная группа имеет свои специфические особенности построения этих взаимоотношений.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб, 2005. - 672с.
2. Волкова, А. И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. – 446с.
3. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 568с.
4. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 317с.
5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009.- 276 с.
6. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М. : Педагогика, 1990. – 280с.