Валентина Шматова
Методические рекомендации воспитателям в период адаптации вновь поступивших детей в ДС
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ – это….
Психологический словарь под общей редакцией Ю. Л. Неймера (2003) даёт такое определение адаптации (лат. adaptacion – приспособлять) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие «адаптация» было предложено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Бытовое его определение слова «адаптация» звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затруднённой адаптацией, т. е. привыканием к сменившимся условиям жизни.
Публикация «Методические рекомендации воспитателям в период адаптации вновь поступивших детей в ДС» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса :
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
• легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-20 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 20 – 40 дней, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЁНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям (дошкольному учреждению) требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей (правил) и быстрого образования новых. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей, правил поведения и быстрого образования новых, что для детей первых 3-х лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в ДОУ, показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребёнка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому прибавляется чувство покинутости, брошенности близкими людьми. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми, или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И. П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («ручка болит», а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям, сильно плачет.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребёнок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребёнка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота, непроизвольное мочеиспускание, он бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей 2-х лет.
В новой обстановке ребёнок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребёнка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос сотрудников ДОУ, резкие звуки, длительный шум. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У более старших детей (3 года, в период привыкания, нарушаются ранее приобретённые навыки (например, ребёнок становится нечистоплотным, наблюдается временная потеря речи и т. д.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей 2 лет. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний.