Юлия Веряева
Методические рекомендации при обследовании речевого развития дошкольника (6 лет)
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (6лет)
Исследование состояния мимической мускулатуры Задания (инструкции) Дидактический материал
В ходе обследования отмечается :
• наличие или отсутствие движений,
• объем выполняемых движений (полный или неполный,
• точность выполнения (точно, неточно,
• мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный,
• сглаженность носогубных складок,
• замедленность движений глазных яблок.
Публикация «Методические рекомендации при обследовании речевого развития дошкольника (6 лет)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный,
• наличие синкинезий,
• длительность удержания органов в заданном положении,
• способность к переключению с одного упражнения на другое,
• гиперкинезы
• слюнотечение. Логопед с ребенком сидит возле зеркала:
- Сделай как я… закрывает правый глаз, левый глаз, прищуривает глаза,
нахмуривает брови,
поднимает брови.
надувает правую щеку, левую щеку, втягивает правую щеку, левую щеку.
открывает и закрывает рот, преодолевая сопротивление кулаков,
выполняет упражнения
«улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их;
выполняет упражнения «качели» и «маятник».
подвигать нижней челюстью вправо-влево,
поднять верхнюю губу,
опустить нижнюю губу,
облизать кончиком языка губы по кругу.
Экспрессивная речь Задания (инструкции) Дидактический материал
Проверка понимания имен существительных.
- Покажи на картинках…
куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки, яблоко, грушу, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку стула, сиденье стула, ножки стула.
кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.
Способность ребенка к обобщению.
- Назови предметы, которые ты видишь одним словом. Листы с изображенными на них предметами по лексическим темам: Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».
Понимание ребенком глаголов. -Покажи на картинках… кто строит, убирает, продает, покупает.
Понимание ребенком прилагательных - Покажи на картинке, где: изображены прямоугольная и многоугольная салфетки;
молодой и старый человек;
веселый и грустный мальчик;
высокий и низкий дом.
Понимание ребенком различных форм словоизменения. - Покажи на картинке, где…
рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши.
Понимание ребенком предложно-падежных конструкций. - Покажи, где котенок…
в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом, где котенок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.
Понимание ребенком уменьшительных суффиксов. - Покажи, где…
нож - ножичек, рукавицу - рукавичку, одеяло - одеяльце.
Различение ребенком глаголов единственного и множественного числа. - Покажи, где…
мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.
Различение глаголов с различными приставками. - Покажи на картинке, где мальчик: переходит дорогу;
перебегает дорогу;
подбегает к дому.
Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки. - Покажи на картинке бабочку, которая:
- Что стоит в поле? Покажи.
- Кто первым прибежал к теремку? Покажи.
- Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку.
-Кто сломал теремок? Покажи. сидит на распустившемся цветке;
сидит на еще не распустившемся цветке.
Картинный материал по сказке «Теремок» :
Состояния фонематического восприятия.
-Покажи на картинке, где…
мышка-мошка,
пашня-башня,
сова-софа,
крот-грот,
лук-люк,
марка-майка,
ель-гель,
плач-плащ
Состояние связной речи Задания (инструкции) Дидактический материал
- Рассмотри внимательно картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился рассказ. Серии из 3-4 сюжетных картинок
Фонетическая сторона речи Задания (инструкции) Дидактический материал
- Повтори за мной слова:
- Повтори за мной предложения: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Звукопроизношение Задания (инструкции) Дидактический материал
Повторение ребенком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом:
- Повтори за мной звуки…
Затем логопед проверяет состояние произношения звуков в словах и предложениях:
- Повтори за мной слова…
- Повтори за мной предложения…
Это исследование можно проводить со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки и составлять предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за логопедом.
Исследование дыхательной и голосовой функций • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное,
• объем дыхания (достаточный, недостаточный,
• продолжительность речевого выдоха,
• силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос,
• модуляция голоса.
Исследование состояния просодических компонентов речи • темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный);
• ритм речи (нормальный, дисритмия);
• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке,
• способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
Фонематическое восприятие Задания (инструкции) Дидактический материал
Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками.
- Повтори за мной… са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля.
Фонематический анализ и синтез Задания (инструкции) Дидактический материал
По просьбе логопеда ребенок выделяет конечный согласный звук.
В этом случае логопед акцентирует внимание ребенка на конечных согласных.
Аналогично проводится работа по выделению начальных ударных звуков.
Кроме того, ребенку предлагается задание на определение количества звуков в словах. - Назови последний звук в слове…
- Выдели первый звук в слове…
- Сколько звуков в слове… кот, суп, сом, лимон, мох, сок
мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб.
бык, дом, вата, банан.
1 В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией:
• общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития
• общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития
• общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития
2 Отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией:
• алалия,
• ринолалия,
• дизартрия
3 Выписываются выводы из всех разделов речевой карты