Зеленина Кристина
Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Многие авторы занимались проблемой комплексной коррекции нарушений у детей с дизартрией. Некоторые исследователи (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Щербакова и др.) рассматривали данную проблему в аспекте преодоления отклонений при ДЦП. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Лалаева, И. Б. Карелина и др. авторы занимались разработкой методов преодоления нарушений у детей со стёртой формой дизартрии. Ниже представлены методические рекомендации по преодолению дизартрических расстройств в клинике реабилитации ДЦП и содержание логопедического воздействия при стёртой дизартрии.
Темочки:
И. И. Панченко и Л. А. Щербакова, которые предложили систему работы по коррекции дизартрии у детей с ДЦП, считают, что коррекцию необходимо проводить комплексно с учётом необходимости медикаментозного и физиотерапевтического лечения и собственно логопедических мероприятий коррекционного характера.
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин предполагают, что логопедический аспект восстановления предусматривает:
• систему упражнений лечебной логопедической физкультуры;
• систему психологического воздействия;
• систему упражнений по фонематическому анализу слов и формированию воспроизводства фонем;
• нормализацию просодики речи;
• борьбу со слюнотечением.
И. Б. Карелина предлагает следующее содержание этапов логопедического воздействия при МДР.
Пропедевтический.
1. Обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и мелкой моторики.
Коррекция фонетической стороны речи.
1. Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания.
2. Коррекция звукопроизношения.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи.
1. Активизация и расширение словаря.
2. Коррекция грамматический расстройств.
Методика преодоления фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова)
Основное внимание в методике преодоления фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой уделяется формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений и постепенное их усложнение. При разработке данной методики использованы некоторые упражнения, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.
В методику входят следующие упражнения по коррекции фонетических нарушений: по развитию кинестетической основы движений руки; по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений; по развитию динамической коррекции рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;по формированию кинестетической основы артикуляторных движений; по определению кончика языка (поднят или опущен); на различение узкого и широкого кончика языка; по развитию статики артикуляторных движений; по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений; на развитие динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.
Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики, и поскольку у детей со стертой формой дизартрии имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в методике указаны приемы для формирования интонационной выразительности речи, с учетом современных лингвистических представлений об интонации, а также особенностей интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей.
Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествует ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фраз.
В методику включены комплексы упражнений на развитие восприятия ритма; на формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи (формирование общих представлений об интонационной выразительности речи; знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения; дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи); на формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи (развитие силы голоса, высоты, интонационной выразительности, повествовательного, восклицательного и вопросительного предложений).
Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у детей со стертой формой дизартрии осуществляется с учётом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская). С учётом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребёнка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приёмы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.
Методика включает следующие разделы по коррекции фонематических нарушений: формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне; формирование восприятии устной речи на фонологическом уровне.
В первый этап входят: формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов; формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука
Во второй этап включается: уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова.
Таким образом, в методике разработаны комплексы упражнений с учетом нарушенных компонентов речи при дизартрии и нарушенных психических процессов, характерных для детей со стертой формой дизартрии.