Оксана Урозаева
Методические рекомендации по логике проекта
О логике проекта
Определение проблемы (нет проблемы - нет проекта; не интересная, не актуальная, не значимая проблема, надуманная проблема, нечетко обозначенная проблема – это путь к неудачному проекту)
Цель направлена на решение проблемы (не логично, когда проблема про одно, а цель про другое; цель должна давать ясное представление о том, какой результат планируется получить)
Задачи – это последовательные шаги по достижению цели.
Результат – достигнутые цели и задачи
Публикация «Методические рекомендации по логике проекта» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Продукт – материальный продукт, то, что может жить отдельно по завершению проекта (макет, декорации к сказке, программки для зрителей и т. д.).
Логика детского проекта (по типам проекта)
Исследовательский проект Творческий проект Нормативный проект Ролево-игровой проект
тема «Зачем кошке усы?» «Дизайн группы к празднику…» «Правила творческого уголка» Журнал «Колобки»
проблема зачем кошке усы Необходимо украсить группу к празднику В творческом уголке остаются после сломанные карандаши, непромытые кисточки, не аккуратно сложена бумага и т. д. Нужно сделать 1-2-3-4 выпуска журнала «Колобки»
цель Узнать, зачем кошке нужны усы Придумать дизайн для группы к празднику… Придумать правила для занятий в творческом уголке Подготовить выпуск журнала «Колобки»
Содержание проекта (то, что позволяет реализовать цель и достигнуть результата) Спросить взрослых
Подумать самим
Поискать в книгах
Провести исследование Определить объекты для украшения (окна, стены, потолок, двери, шкафы)
Посмотреть разные варианты возможных украшений
Придумать дизайн для каждого объекта, выбрать дизайн Сформулировать и зарисовать правила, обсудить их, определить общие правила, определить способы контроля за выполнением правил Определить роли (редакционная коллегия- редактор, журналисты, фотокорреспонденты, художники-оформители, и т. д.)
Придумать тему (про что будет журнал)
Собрать материал, оформить макет журнала, растиражировать, распространить журнал
Важно – содержание деятельности по созданию журнала каждого участника определяется той ролью, которую он выбрал.
результат Узнали, зачем нужны кошке усы Придумали дизайн для группы Правила поведения в творческом уголке Сделан выпуск журнала
продукт доклад Рисунки с предложением, как украсить Рисунки правил Тираж журнала
Образовательные и детские цели
Необходимо проектировать одновременно два вида деятельности: образовательную деятельность и совместную (детскую) деятельность детей. Каждая из них имеет свои цели и задачи.
В образовательной деятельности цель должна быть связана с достижением целевых ориентиров. А они не сводятся только к формированию представлений о том-то и том-то. Кроме того, чтобы формировать представления не нужно, не обязателен проект. Проект расширяет образовательные задачи - он направлен на то, чтобы научить детей планировать деятельность и координировать действия с другими.
При проектировании совместной деятельности с детьми:
ЧТО ДЕЛАЕМ? - цель проекта
ЗАЧЕМ ДЕЛАЕМ? - для того, чтобы решить поставленную проблему
КАК ДЕЛАЕМ? - план, шаги по реализации поставленной цели.
Данная логика проекта помогает формировать у ребенка причинно-следственные связи между тем, что хотел и тем. что получилось, между тем что делал и тем, что получилось. Умение прогнозировать будущий результат, умение планировать шаги по достижению результата, умение координировать совместные действия - это те компетенции, которые удачнее всего формируются в процессе проектной деятельности.
Формулировки цели
В детском проекте формулируем две цели: образовательную и цели совместной деятельности. Пример образовательной цели - Проектирование социальной ситуации развития в процессе совместного проекта (детского) «Зачем кошке усы», ИЛИ с позиции предполагаемого продукта: Проектирование социальной ситуации развития в процессе совместного изготовления календарей. В детском проекте все очень просто с формулировкой образовательной цели - нужно только подставлять название проекта. При формулировке образовательных задач используйте предложенный конструктор. Цель совместной деятельности в детском проекте зависит от содержания проекта. Пример, - узнать, в какие страны улетают перелетные птицы; собрать корм для птичьей столовой.
Совместный проект предполагает совместное планирование.
Что дает совместное планирование?
• Мы учим не просто планированию. Мы учим целенаправленной деятельности, в которой ребенок будет подчиняться не кому-то (старшему, сильному, главному, а своим СОБСТВЕННЫМ поставленным целям.
• Мы учим не просто планированию, мы учим предвидеть последствия собственных действий
• Мы учим не просто планированию, а ответственности за достижение собственных целей.
• Мы учим не просто планированию, а СОВМЕСТНОМУ планированию. То есть когда нужно учитывать и согласовывать мнения других.