Анастасия Мкртчян
Методические рекомендации «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно – ролевая игра
«Самые любимые, самые нужные детям игры»
(Н. К. Крупская)
Сюжетно-ролевая игра – это исторически возникший вид деятельности детей, который заключается в отражении действий взрослых и отношений между ними.
Сюжетно – ролевая игра появляется в конце третьего года жизни и является самостоятельным видом игры.
Отличие от других игр:
создаются детьми
носят самостоятельный творческий характер
бывают длительные или кратковременные
носят коллективный характер
Условия развития:
Публикация «Методические рекомендации „Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
Наличие у детей знаний, впечатлений об окружающей жизни
Общение с взрослыми и более старшими детьми
Наличие игровых навыков и умений
Наличие места в режиме дня
Игровое пространство
Наличие игрушек и атрибутов
Роль воспитателя в развитии игры :
Используя косвенные приёмы, дать детям знания об окружающем
Участие воспитателя в игре как партнёра (второстепенные роли)
Обучение детей игре: игровые действия, игровое общение, сюжетосложение
Решающие моменты в игре
Задачи воспитателя
Выбор игры
Помочь выбрать интересную игру.
Развивать игровые интересы.
Помочь детям объединиться в коллектив.
Процесс игры
Тактичное ролевое участие в игре
Показ новых игровых действий
Окончание игры
«Обсуждение» игры
Анализ взаимодействия детей
Советы
Компоненты сюжетно – ролевой игры :
Сюжет игры - это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
Сюжет реализуется через содержание.
Содержание– это цепочка взаимосвязанных действий и отношений, объединённых участниками игры.
Роль– игровая позиция, ребёнок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Игровые действия – имитация движений. Составляют содержание игры. Формируется в раннем возрасте.
Речевое общение – сопровождает игровые действия.
Слово выполняет заменяющую функцию:
недостающие предметы
ситуации
регулирует взаимоотношение в игре (реальные, игровые)
Воображаемая ситуация - замена действительности:
время действия
место действия
взрослость
Правила:
открытые
зависят от играющих
регулируются реальностью жизни
Этапы становленияколлективной игры
Самостоятельность детей
Самостоятельная игра развивает личность ребёнка
Приёмы работы воспитателя в игре
Косвенные
(до игры, после игры)
Прямые
(прямо в игре)
Обогащение знаний (экскурсия, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение, дидактические игры)
Внесение игрушек. Создание игровой обстановки.
Игры – занятия по темам будущих самостоятельных игр детей
Обучение действиям с предметами
Изготовление и внесение атрибутов
Оценка игры
Ролевое участие (второстепенное или параллельное)
Участие в сговоре
Совет по ходу игры
Помощь детям в игре
Разъяснение
Предложение новой темы игры
Особенности развития игры в дошкольном возрасте
Младший возраст:
Игра идёт от игрушки
Нет подготовительного этапа игры
Ребёнок не задумывается, во что хочет играть
Играют по 2 – 3 человека
Основа игры – повторные действия
Длительность 10 минут
Ссора из-за игрушек
Средний возраст:
Период рассвета сюжетно – ролевой игры
Главное – роль
Основа – короткий сюжет (время от 30 минут, объединяются до 6 детей)
Началом игры является игрушка
В игре несколько действий
Игры прерываются из-за того, что у детей недостаточно знаний
Старший возраст:
Темы разнообразные
Игра идёт от замысла
Конфликты из-за правил
Чётко выражен сговор на игру
Игры носят коллективный характер
Точного плана нет (обыгрывают, импровизируют)