Уютова
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблеме формирования навыков безопасного поведения ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со всех сторон: родителей, образовательного учреждения и государства. Задача формирование у детей ответственного отношения к жизни, безопасному поведению в быту и социуме в современном мире рассматривается, как важная часть системы образования. Государство возлагает на образование главную роль в обучение правилам и нормам безопасного поведения детей. А так как дошкольное образование является первой ступенью системы образования, то и первые шаги к формированию навыков безопасного поведения возлагается на ДОУ.
Публикация «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В наше не спокойное время ни один человек не застрахован от катастроф, несчастных случаев. Особая тревога всегда возникает за самых маленьких членов нашего общества – детей. Травму можно получить абсолютно везде: на улице, дома, в группе и т. д. И сегодня уже ни у кого нет сомнения в том, что обучению безопасности жизнедеятельности необходимо начинать с дошкольного возраста. Однако не стоит забывать о том, что необходимо уберечь дошкольников от опасностей, не подавив при этом у ребенка естественной любознательности, не напугать его познавать, что – то новое и интересное. Главной задачей является не только оберегать ребенка от опасностей, а учить самостоятельно справляться с различными трудностями, формировать представление о опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать навыки безопасного поведения в быту.
Зачастую работа по безопасности в дошкольных учреждениях сводилась к вопросу: «Как сохранить здоровье ребенка?»
До введения в 2013 году ФГОС понятие безопасность жизнедеятельности ДОУ включало в себя два аспекта:
- охрана жизни и здоровья детей;
- обеспечение безопасности условий труда сотрудников ДОУ.
ФГОС ДО был введен новый термин «безопасный образ жизни». В образовательной области «социально – коммуникативное развитие» согласно Стандарту отдельно выделяется направление по формированию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе. Данное направление реализуется в различных видах деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в общение, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и взрослого. Работа проводиться систематически на протяжение всего года и направлена на достижение следующий цели: формирование основ безопасности жизнедеятельности через решение следующих задач:
- формирование навыка безопасного поведения в быту и социуме; - формирование умение ориентироваться в пространстве; - формирование элементарных представлений об опасных ситуациях в окружающем мире, способы поведения в них; - формирование представлений о ПДД.
Для достижения поставленной цели и задач в своей работе с детьми старшей группы использую различные методы и приемы:
1. Игра.
Игра является наиболее эффективной формой работы с дошкольниками, поэтому в работе использую разнообразные по содержанию игры:
• Дидактическая игра.
Дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. Часто в этих играх использую метод сравнения, благодаря, которому дети учатся выполнять задания на классификацию предметов. Для того чтобы сгруппировать предметы требуется умение анализировать, обобщать, делать выводы. Все это благотворно влияет на усвоение материала. («Опасно – не опасно», «Съедобное – не съедобное», «Не каждому грибочку место в лукошке», «Светофор – мой друг»).
• Сюжетно – ролевая игра.
Основным источником для сюжетно – ролевой игры является окружающий мир ребенка, отражает его общение со взрослыми, сверстниками. В сюжетно – ролевой игре проигрываю все возможные ситуации, которые могут произойти с каждым ребенком в повседневной жизни. После чего обсуждаем с детьми, что можно делать, а что нельзя, как правильно поступить в той или иной ситуации. («Как сказать нет», «Незнакомец», «Если потерялся», «Дорога домой».)
• Подвижная игра.
Подвижная игра развивает быстроту реакции, выносливость, выдержку, ориентировку в пространстве, формирует чувство отваги, дисциплинированность. Учит детей действовать по правилам, а соблюдение правил поведения позволяет избежать многих неприятных ситуаций.
(«Пожарные сборы», «Светофор», «Птичка в беде», «Тревога» и т. д.)
2. Чтение художественной литературы.
Широко использую художественную литературу с последующим разбором содержания. Обсуждение опасных ситуаций, в которые попали герои, помогает детям учиться анализировать и делать выводы. (В. Ардов «Огнехвостик», О. Бедарев «Если бы…», «Азбука безопасности», С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», Е. Хоринский «Спичка – невеличка», А. Толстой «Буратино»).
3. Моделирование ситуаций.
В ходе моделирования ситуации помогаю детям применить на практике все полученные знания, учу быстро ориентироваться в экстренной ситуации, выбирать правильные действия. (Что ты будешь делать если… увидел дым в окне соседнего дома, на улице к тебе подошел незнакомец, звонят в дверь, а ты дома один. и т. д.)
4. Беседа.
Беседа позволяет не только донести информацию до детей, но и закрепить ее. В работе с детьми использую разнообразные темы : «Опасные предметы на кухне.», «Как вести себя в жару на улице.», «Осторожно водоем», «Сосульки», «Пожар».
5. Наглядные материалы.
Рассматриваю вместе с детьми иллюстрации, плакаты, знакомящих детей с правильным и не правильным поведением.
Огромную роль для развития навыка играет предметно – развивающая среда. В группе оформлен уголок безопасности, со свободным доступом для детей который включает в себя подборку дидактических игр, демонстрационные пособия, детскую художественную литературу по правилам безопасного поведения, тематические альбомы «Служба 101, 102, 103», настольно – печатные игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм.
Успех в работе по формированию навыка безопасного поведения у дошкольников может быть, достигнут только при тесном взаимодействии детского сада с семьями воспитанников т. к. те знания и умения, которые ребенок получает в детском саду, должны закрепляться дома. Для установления родительской компетентности по данному вопросу, проводились анкетирование и индивидуальные беседы. («Откуда опасность», «Я и мой ребенок на улицах города»). Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что родители одобряют работу по данному направлению. Однако выяснилось, что учат своего ребенка безопасному поведению далеко не все родители, ссылаясь на то, что ребенок еще мал и находится под присмотром. Многие родители затрудняются ответить на вопрос: «Что наиболее опасным является для вашего ребенка?». Поэтому приняла решение о необходимо повышать родительскую компетентность в данном вопросе. Для этого так же использовала различные формы работы.
1. Оформление родительского уголка.
В родительском уголке по безопасности разместила оформленные папки передвижки, памятки «Ребенок в доме – закрой окно», «Пристигни самое дорогое», «Безопасное лето», литературу для родителей. Информацию в уголке обновляю систематически.
2. Родительские собрания.
На собраниях ознакомила родителей с мероприятиями, которые проводятся в группе по формированию у детей навыка безопасного поведения. Предложила родителям дома вместе с детьми изготовить карточки «можно - нельзя», атрибуты для сюжетно – ролевых игр, а так же изготовить коллаж или стенгазету на тему: «Азбука безопасности».
3. Совместные развлечения.
Участие родителей в мероприятиях детского сада надолго остаётся в памяти у детей, поэтому как закрепление полученных знаний провела викторину для детей и родителей «Поговорим о безопасности». В конце викторины каждая семья представила свой коллаж на тему: «Азбука безопасности», проговорив еще раз о правилах и нормах безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Систематическая работа воспитателя и родителей помогает детям предвидеть опасные ситуации, адекватно вести себя, действовать безопасно, в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути у каждого человека.