Иванова Виктория
Методические рекомендации и планирование работы по экологическому образованию детей 6–7 лет
▼ Скачать
Методические рекомендации по организации экологического образования :
В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организована в трё х основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Публикация «Методические рекомендации и планирование работы по экологическому образованию детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.
Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.
Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.
Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).
Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.
Таким образом, эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
На основе полученных данных была выстроена система работы по экологическому воспитанию детей 6-7 лет, которая включает в себя несколько направлений работы : создание условий для экологического воспитания детей, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.
В работе педагога с детьми 6-7 лет одним из важных условий является создание предметно - развивающей среды в группе, которая должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого -эстетическому развитию;
-оздоровлению ребенка;
-формированию нравственных качеств;
- формированию экологически - грамотного поведения;
- эколого - эстетическому развитию;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Предметно – развивающая среда должна включать в себя:
- Уголок природы, где дети знакомятся с растениями и условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В уголке должны быть собраны разные виды растений: светолюбивые и тенелюбивые, влаголюбивые и засухоустойчивые, с разным размножением - для формирования представлений о потребностях растений в условиях среды.
- Сад - огород на окне, для того, чтобы у детей закреплялись практические навыки по уходу за растениями в зимний период. В нем дети сажают рассаду петрушки, укропа, лука; выращивают рассаду цветов: бархатцы, астры, а потом пересаживают на клумбы.
- Мини - лаборатория, в которой будут собраны : колбы и пробирки разных размеров, магниты, воронки, песок, глина, коллекция камней, перьев, ракушек, шишек. В ней дети могут заниматься опытно - экспериментальной деятельностью, как с педагогом, так и самостоятельно, в ходе которой у них обогащаются представления о свойствах и значении различных материалов, предметов, явлений.
- Экологическая тропа на участке детского сада. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Увлеченность и интерес побудили нас рекомендовать к созданию в ДОУ мини - музея «Кубань - матушка». В сборе информации уже принимают участие педагоги и родители ДОУ, ведется большая краеведческая, поисково-исследовательская работа. Основу музея составят подлинные предметы и материалы, фотографии, копии, макеты. В сборе экспонатов активно участвуют и педагоги, и дети и родители. Совместная деятельность вылилась в реализацию проекта «Мы-кубанцы». В результате проектной деятельности был собран методический и практический материал: конспекты занятий, рассказы, фотографии и рисунки. Весь собранный материал был распределен и систематизирован по разделам «История реки Кубани», «Современная река», «Река Кубань – труженица и кормилица», «Флора и фауна реки Кубань».
Неотъемлемой частью экологического воспитания является привитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, которые являются непреходящими ценностями. Для работы с детьми рекомендовано создать методическое пособие «Азбука нравственности», в котором от А до Я будет собран материал на все нравственные категории: добро-зло, мужество-трусость т. д. - это конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста, здесь же рекомендован литературный и иллюстративный материал по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
В детском саду рекомендовано вести тематическое планирование, все темы должны быть связаны между собой логически и вместе представлять целостную картину. Например, «Зимующие птицы» (проводить занятия, беседы, продуктивную деятельность и т д., «Шаги весны» (занятие, беседы о весне, о том, как мы готовимся к встрече птиц, «Комнатные растения» (занятие «Как помочь комнатному растению», «Растения в нашем уголке природы») - дети уточняют представления о комнатных растениях, о том, как за ними надо ухаживать). В перспективном плане работы по экологическому воспитанию с детьми группы рекомендовано прописывать наблюдения, проводимые с детьми, опыты, труд в природе, труд в уголке природы, чтение произведений, работу с родителями и социумом.
Таким образом, организация предметно - развивающей среды должна обеспечивать реализацию целей и задач программы «От рождения до школы», по которой работает детский сад и возрастным особенностям детей.