Получи документы

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения «Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости»

Марина Исакова
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения «Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости»
▼ Скачать

Дорога не терпит шалости-

наказывает без жалости

Методические рекомендации

по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста

п. Каменномостский, 2018год

Разработчик: Исакова Марина Викторовна, заведующий МБДОУ № 24

В данных методических рекомендациях предложен методический материал по работе с детьми и родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Содержание

Введение …. ….…5

1. Возрастные и психофизиологические особенности поведения

Публикация «Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения „Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости“» размещена в разделах

дошкольников на дорогах…. …9

2. Методы формирования безопасного поведения на дорогах у

дошкольников…. …14

3. Содержание работы по формированию безопасного поведения

на дорогах в процессе ООД дошкольников …. 18

4. Организация работы по безопасному поведению на улицах и

дорогах с родителями дошкольников …. …. 27

Заключение ….…. 30

Введение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно - транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Актуальность

Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге.

Таким образом, знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально - волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. Специальное оборудование делает занятия ПДД не только полезными, но и максимально интересными, позволяет организовывать обучающие игры и прорабатывать различные дорожные ситуации на практике. С помощью уменьшенных копий дорожных знаков, объемных макетов и моделей делать это гораздо интересней и удобней.

Мероприятия по данному направлению работы реализуются через культурно - досуговую деятельность, а так же через все виды деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности.

Цель работы: систематизация опыта педагогической работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

Задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме работы;

2) рассмотреть возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах;

3) рассмотреть приёмы, методы и способы формирования безопасного поведения дошкольников на дорогах с помощью современных средств.

Методы работы : анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, синтез, обобщение.

1. Возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дети не могут самостоятельно действовать в опасных дорожных ситуациях, опираясь только на личный опыт, ибо это, как правило, и приводит к несчастным случаям.

Процесс формирования навыков безопасного поведения на дорогах состоит из трех видов деятельности:

- формирование теоретических знаний (вербальная информации, излагаемая педагогом);

- самостоятельная работа (изучение иллюстраций);

- практическая отработка координации движений в играх-упражнениях

(вводных, групповых, индивидуальных, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Развитие познавательных процессов у дошкольников зависит от их возраста.

2. Методы формирования безопасного поведения на дорогах у дошкольников

Метод - это состав деятельности педагога, направленный на решение поставленных образовательных задач.

При работе с дошкольникамия используются следующие устные методы изложения : рассказ, рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу обращаемся, когда нужно сообщить новые знания, факты, события, т. е. то, что дошкольники не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков.

Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т. д., В рассказе-объяснении постоянно дается установку на необходимость видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Рассказ-объяснение используется для совместного с детьми поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение - «транспорт». Зная этот термин, дошкольники получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.

Беседа. Этот метод используется, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт дошкольников, они подводятся с помощью вопросов к пониманию нового материала, углубляются и развиваются их знания, умения и навыки.

Если умело ставить вопрос, он побуждает детей вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В беседе необходимо поддерживать постоянный контакт с дошкольниками. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому ребенку самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других детей.

Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить дошкольника придумать название картинке, задача усложнится. Дошкольник сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется.

Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальным дорожным движением. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в дорожной среде. То есть дошкольников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Игры нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. Наиболее эффективно проводить данную работу в условном автогородке. Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Обращается внимание детей на опасные места вокруг детского сада, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменении дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки и т. д. На экскурсии дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умении, навыков и привычек.

Таким образом, при формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах реализуются наиболее эффективные методы обучения.

3. Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников

1 младшая группа

На 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький». Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий). Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем». Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости». В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад»

младшая разновозрастная группа

С детьми 3-5 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)». Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями. Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка. Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых занятиях проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами: «часть», «одностороннее» и «двустороннее движение», «пешеход», «подземный» и «наземный» переход.

Старшая разновозрастная группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров: - пешеходам разрешается ходить только по тротуару; - идти следует по правой стороне тротуара; - пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; - при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо; - пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; - пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки; - в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой.

Большое место необходимо уделять практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной и игровой деятельности. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

- знакомство с улицей;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за транспортом;

- пешеходный переход.

Средняя группа:

- знакомство с улицей;

- ваша улица;

- сравнение легкового и грузового автомобилей;

- наблюдение за светофором.

Старшая группа:

- улица;

- правила поведения на улице;

- наблюдение за транспортом;

- прогулка пешехода;

- переход;

- перекресток;

- наблюдение за работой светофора;

- прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

- улицы и перекрестки;

- правила дорожного движения;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за движением машин и работой водителя;

- значение дорожных знаков;

- знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;

- пешеходный переход (подземный и наземный);

- островок безопасности.

4. Организация работы по безопасному поведению на улицах и

дорогах с родителями дошкольников

Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, мы постоянно взаимодействуем с родителями воспитанников. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, поэтому, находясь с ребенком на улице им самим необходимо соблюдать ПДД.

Формы работы с родителями :

- родительские собрания. Темы могут быть разнообразными, например: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность детей на дорогах» и др.

- консультации. Примерные темы: «Ребенок на улице», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ЛОВУШКИ», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой», «Правила перевозки детей в автомобиле»,«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» и др.

- памятки и листовки-обращения о необходимости соблюдения правил дорожного движения : «Как научить ребенка безопасному поведению», «Детское автокресло», «Дети на дороге»;

- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора;

- игры с воспитанниками на закрепление правил безопасного поведения. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей: «Дорога и мы», «Дорожная азбука», игра- путешествие по ПДД «В гости к жителям страны Светофория»

- выставки рисунков, плакатов по ПДД.

Таким образом, работа с родителями является частью системы формирования безопасного поведения дошкольников на дороге.

Заключение

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что в процессе формирования навыков безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста акцент делается на безопасное поведение детей. На особенности психических процессов ребенка восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции.

Одной из важных составляющих системы работы по формированию безопасного поведения дошкольников на дорогах является работа с родителями. В ДОУ предлагаются три формы работы с родителями : лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входит в группу риска.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения «Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 10:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения «Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Исакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД