Анна Минкова
Методические рекомендации для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Балаганский детский сад №3
Методические рекомендации для воспитателей и родителей
Артикуляционная гимнастика и логопедические игры
с детьми на занятиях и дома
Составил:
учитель-логопед
Минкова Анна Александровна
2019г.
Пояснительная записка
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей и родителей» размещена в разделах
Актуальность создания методических рекомендаций связана с тем, что постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Это вызвало потребность активного поиска новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, совершенствование традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Разработанные рекомендации помогут решить данные проблемы.
Данные рекомендации являются многофункциональными, с ними процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде. При необходимости его можно дополнять не только другими играми, но и упражнениями по артикуляционной гимнастике.
Использование данного пособия дает возможность систематизировать весь наглядный материал. Кроме того, наглядный материал является удобным для использования его на занятиях не только в ДОУ, но и родителям в домашних условиях. Пособие предназначено для детей разных возрастных категорий.
Новизна - Это пособие актуально, поскольку при работе с детьми, которые имеют нарушения речи, достаточно затруднительно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Применение этого игрового пособия облегчает усвоение нового материала детьми и способствует повышению эффективности логопедической работы.
Цель – С помощью применения игрового метода и артикуляционной гимнастики, повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать у детей интерес к занятиям, настроить детей с речевыми нарушениями на положительную мотивацию к занятиям.
Задачи:
• Расширить и обогатить словарный запас по лексическим темам;
• Развить и совершенствовать грамматический строй речи;
• Автоматизация звуков в речи;
• Учить детей устанавливать логические связи между предметами;
• Развитие фонетического слуха, анализа, синтеза;
• Развитие навыков связанной речи;
• Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления).
Роль методической разработки в организации целостного педагогического процесса в том, что может применяться воспитателями ДОУ на занятиях по развитию речи, что является значимым, так учитель-логопед имеет возможность дать рекомендации по закреплению определенных речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ.
С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
Изначально упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет.
Необходимо контролировать правильность выполнения движений.
При необходимости можно помочь ребенку— например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильность произношения звуков.
Лягушки на болоте
Кто там на болоте весь такой зеленый?
Кто так делает: ква-а-а, ква-а-а?
Правильно, лягушки.
Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение. Сделать повторение 3-4 раза.
Давайте как лягушки
Потянем губы прямо к ушкам.
Потянем губки и увидим зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Завтрак в деревне
Поставили дед и баба самовар, закипел он быстро (надуваем щёки,
Стал пыхтеть он сильно (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Пришла кошка сразу в дом, а она худая (втягиваем щёки).
Посмеялись дед и баба, пригласили и к ее к столу (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
И пирожки горячие достали (подуть на широкий язык).
Поставили тарелочки, сложили пирожки (широкий язык лежит на нижней губе).
Достали они чашки для чая (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
Налили чай и приготовились его пить (губы тянутся вперёд).
Стали дуть на нос они – остужали чай (подуть с «чашечки» вверх).
В прикуску со сметанкой поели пирожки (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Вкусные были пирожки (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чай попили и кошку накормили («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вместе им вкусно было (кончик языка облизывает губы по кругу).
Игры для автоматизации звуков
Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звуков в речи ребенка.
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять фантазию и творчество. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Игра позволяет сменить акцент с произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай»; «запомни»; «найди» и т. д., основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Поэтому, логопедическая работа требует разнообразия игровых приемов, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.
Игры помогут выработать устойчивое произношение звуков речи на уровне изолированного, слогового произношения, а так же в словах и предложениях, развить фонематическое восприятие звуков, развить мелкую моторику, а также внимание, зрительное восприятие и будут способствовать воспитанию настойчивости в преодолении трудностей для достижения результата.
Наилучшего результата можно добиться, если проводить занятия по автоматизации звуков в игровой форме.
Данные игры предназначены для индивидуальной работы с детьми
4–7 лет с речевыми нарушениями.
Логопедическая игра «Пузыри»
Цель: дифференциация звуков С – Ш в слогах.
Ход игры:
Предложим ребенку поиграть с малышами Соней и Мишей. Ребёнок повторяет слоги (если умеет читать, то читает слоги сам, отчётливо проговаривая звуки С – Ш).
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.
Необходимое оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.
Ход игры:
Необходимо выложить два мыльных пузыря одного цвета и попросить ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.
Образец: Мишка – миска, пушок – носок.
Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.
Образец: У Сони мишка – у Миши миска.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.
Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.
Ход игры:
Взрослый: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.
Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…
Взрослый: назови все, что получилось у Сони и Миши.
Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.
У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.
Взрослый: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.
Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.
Взрослый: Чем поменялись малыши?
Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.
Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.
Ход игры:
Взрослый: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.
Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…
Упражнения для свистящих звуков (с, з, ц) «Делай как я»
1. Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
2. «Бублик». Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Забор». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».
3. «Непослушный язык». Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
4. «Блинчик». Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.
5. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.
6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
9. «Футбол». Нужно заранее приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками. Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».
Упражнения для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
1. «Джем». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону).
2. «Фокус - покус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
3. «Приклей леденец». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами. «Чашечка». «Парус».
4. Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
5. «Грибок». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
6. «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.
Шарады
Первые шарады(charade - беседа) появились в 6 веке у Симфосия – Загадки». Начиная с 8 века они широко применялись французами (журнал «Mercure de France»). В Средневековье шарадами называли повозки на двух колёсах. Позже в лексиконе феодалов, которые передали словесным развлечениям после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни».
Российская история применения шарад началась также в 18 веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады зачастую помещали в содержание петербургского журнала «Иллюстрация».
Шарада – это загадка, которая составлена в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей. При этом, каждая из них представляет является самостоятельным словом, в основном, односложным. К примеру: «кит + ель»= китель, «вино + град»= виноград.
Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово: Первое слово над чайником тает,
Второе – у папы растёт над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой.
Определяем значение первого слова: «пар», затем определяем значение второго слова: «ус». Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - «парус».
Первое – нота, второе – тоже.
А в целом – на горох похоже.
(фа + соль = фасоль)
Часть первая на земле остаётся,
Когда по ней кто-то пройдёт.
Вторая – даётся ошибками
В долгом труде.
А словом охотник зовётся,
Что зверя отыщет в тайге.
(след + опыт = следопыт)
Однако далеко не всегда удаётся составить слово из законченных самостоятельных слов, как в приведённом выше примере. Нередко случается так, что в составных словах либо не хватает букв, либо получаются лишние буквы. В таких случаях в шараде указывается, что к такой-то части, слогу нужно прибавить букву, отнять её или же заменить одну букву другой.
Игра «Разбуди Петю»
Задачи:
1 Автоматизация изолированного произношения звука Р.
2 Формирование длительной воздушной струи.
3 Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, желания доводить игровое упражнение до конца
Материал к игре:
1 Игровое поле — Петя спит, будильники.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
— Петя очень крепко спит. Чтобы вовремя проснуться, он заводит много будильников. Помоги ему проснуться.
Ребенок произносит ДРРР, РРРР и закрывает фишкой будильник, если звук получается длительным, правильным.
После выполненного упражнения взрослый от лица Пети благодарит ребенка:
- Спасибо тебе, ты правильно произносил звук Р, будильники все прозвенели и я не опоздаю в детский сад.
Игра «Космос»
ЗАДАЧИ:
1 Автоматизация изолированного произношения звука Р.
2 Формирование длительной воздушной струи.
3 Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, желания доводить игровое упражнение до конца.
МАТЕРИАЛ К ИГРЕ:
1 Игровое поле — ракеты, космос
2 Фишки (пуговицы, кружочки и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
— Хочешь быть космонавтом? Интересно, сколько ракет ты сможешь запустить в космос?
Ребенок тянет звук Р как можно дольше, проводит пальцем вокруг ракеты 3-4
круга, а затем вверх в космос и закрывает ракету фишкой.
После выполненного упражнения логопед благодарит ребенка:
— Спасибо тебе, ты правильно произносил звук Р и сумел запустить все ракеты в космос.
Игра «Вкусная еда»
Расскажи, из каких продуктов что получилось.
Например. Какой пирог получится из моркови? Морковный пирог.
Абрикосовое варенье, персиковое варенье, грушевое варенье, фруктовое варенье;
Абрикосовый торт, персиковый торт, грушевый торт, фруктовый торт, творожный торт;
Картофельный пирог, грибной пирог, сырный пирог, морковный пирог, рыбный пирог;
Рыбная консерва;
Мороженое – см. варенье;
Грибная икра; рыбная икра;
Картофельная ватрушка, творожная ватрушка.
Картофельное пюре, абрикосовое пюре, грушевое пюре, персиковое пюре, морковное пюре.
Игра «Я и ты»
1)Я работаю, и ты работаешь. 2) Я дарю, и ты…
Я радуюсь, и ты… Я варю, и ты…
Я собираю, и ты… Я рисую, и ты…
Я рычу, и ты… Я говорю, и ты…
Я рублю, и ты… Я спорю, и ты…
Я убираю, и ты… Я крякаю, и ты…
Я играю, и ты… Я гребу, и ты…
Я держу, и ты… Я смотрю, и ты…
Я прыгаю, и ты… Я мариную, и ты…
Я сторожу, и ты… Я приеду, и ты…
Я продаю, и ты… Я принесу, и ты…
Я роняю, и ты… Я трясу, и ты…
Я пробую, и ты… Я передаю, и ты…
Я кормлю, и ты… Я ударю, и ты…
Я крашу, и ты… Я ныряю, и ты…
Я рою, и ты… Я дежурю, и ты…
Я расту, и ты… Я режу, и ты…
Я строю, и ты… Я реву, и ты…
Я разливаю, и ты… Я наряжаю, и ты…
Я сверлю, и ты… Я рискую, и ты…
Список литературы:
1. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек / И. А. Волошина. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. – 32с.
2. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков / И. А. Волошина. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. – 32с.
3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т. А. Куликовская. – М. : Гном, 2018. – 64 с.
4. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. – 32с.
5. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. – 32с.