Лилия Шарко
Методические рекомендации для воспитателей «Формы овладения ребенком содержанием общечеловеческих ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
На воспроизводство в формирующемся сознании ребёнка дошкольного возраста общечеловеческих ценностей и принципов ориентировано нравственное воспитание. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Формы овладения ребенком содержанием общечеловеческих ценностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Важно с самого начала воспитывать и формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать им, активность и самостоятельность в самостоятельной деятельности.
Овладение детьми содержанием общечеловеческих ценностей осуществляется в процессе воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя же самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, образовательную деятельность, он придаёт им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель может анализировать их содержание, уделять внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая образовательную деятельность по рисованию, продумываем тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке своё отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивируем его значение для окружающих людей.
Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо) .
Педагогу нужно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников формируется способность самостоятельно решать, как поступать в той или иной ситуации.
В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая у них разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей страны. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.
Природа способствует формированию у детей гуманных чувств, желание заботиться, защищать слабых и кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Особое место отводится общению, где решаются задачи корректировок представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Атмосфера должна быть доброжелательная, гуманная.
Метод формирования личности,и главное в нем слово, т. е. словесное воздействие на ребенка.
- рассказ;
-разъяснение (метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников, применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен);
- беседа (этическая беседа метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников);
- пример (дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с воспитателем, видеть в нём личность, носителя высоких нравственных и духовных принципов).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
- приучение;
- упражнения;
- создание воспитывающих ситуаций.
Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения: поощрение и наказание. Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:
1. Поощрять нужно своевременно и умело.
2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
5. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
наказание.
Требования к использованию наказаний:
1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок;
2. Наказание не является обязательным методом воспитания;
3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности;
4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребёнка и всей группы в целом.
Выбор метода воспитания зависит от цели, задач, содержание воспитания и от возраста детей.
В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система.
Важно помнить: чтобы сформировать общечеловеческие ценности и положительные черты характера детей рядом с ними должны быть взрослые, которые подошли бы к решению данной проблемы со всей серьезностью и ответственностью. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Непосредственная образовательная деятельность становится коллективным взаимодействием, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. Также требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать познавательную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Овладение детьми содержанием общечеловеческих ценностей, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве наиболее эффективно, если педагог заботится о выполнении следующих условий:
1) опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;
2) обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
3) создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
4) утверждает мажорный, радостный стиль жизни детского коллектива и каждого ребёнка;
5) учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно, выполняющего функцию эмоционального напряжения;
6) заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.