МААМ-картинки

Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»

Мария Ракитина(Кузнецова)
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» Изобразительная деятельность как рисование, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить своё отношение к нему. В целом у детей наблюдается несформированность изобразительных умений в рисовании. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «шаблонов» изображений с небольшими изменениями и дополнениями. Изодеятельность детей нуждается в целенаправленном развитии. Совместить совершенствование мелкой моторики с совершенствованием изобразительных умений можно, используя такую технику рисования, как «Пальцевая живопись».

Публикация «Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники „пальцевой живописи“» размещена в разделах

Техника «Пальцевой живописи» – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Включение в работу с детьми данной техники рисования позволяет развивать сенсорную сферу за счёт изучения свойств изображаемых предметов и соответствующих действий. Стимулируется познавательный интерес ребёнка и развивается наглядно-образное, и словесно-логическое мышления. За счёт новых приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением, создаются развития мелкой моторики. Эта техника рисования создает атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. В изодеятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Техника «Пальцевой живописи» расширяет изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт и утвердиться в позитивной позиции “творца”. Задача педагога – научить манипулировать со своими руками, использовать новые приемы способы изображения в изобразительном искусстве. Важно обращать внимание детей и на изобразительные умения, и на выразительную сторону изобразительной деятельности, передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания. Техника «Пальцевой живописи» :

Доступна детям с точки зрения понимания их особенностей;

Содержат изобразительно - выразительные средства создания художественного образа;

Знакомят с новыми приемами работы ладошкой и другими ее частями;

Развивают ручную умелость и мелкую моторику;

Подготавливает руку к письму

Рисование ручками как инструментом требует свободных движений, предлагает экспериментировать в пространстве листа бумаги, позволяет детям ощутить положительные эмоции. Использование техники «Пальцевой живописи» активизирует развитие психических процессов, совершенствует моторику, зрительно-двигательную координацию, раскрывает творческий потенциал, способствуют повышению уровня формирования изобразительных умений в рисовании у дошкольников.

В средней группе рисование пальцем часто используется в декоративном рисовании. Получаются сказочные птицы, прекрасные рыбы, необычные цветы. Прекрасно будут смотреться белоснежные голуби над голубой планетой. Если предложить высказаться детям - они предложат тысячу идей. Характерные особенности живописи пальцем – её непринуждённость, простота, экспрессивность и крепость. Нанося рядом несколько цветов, можно получить наборный отпечаток с градиентом красок - тогда дети непреднамеренно будут осваивать элементы цветоведения, на практике увидят, какие цвета сочетаются, а какие – нет. Создание художественного образа происходит на основе активного восприятия, главную роль играют движения руки и глаз, что формирует двигательную память. Овладев изобразительными умениями, ребёнок чувствует себя свободным в своих творческих проявлениях. Важно соблюдать главное условие успешности любой деятельности–создание стимулирующей мотивации. Можно стимулировать детей к деятельности через создание проблемной ситуации, в игровой деятельности. Одна из актуальных задач сотрудников детского сада - поиск оптимальных технологий, методик для гармоничного, всестороннего развития маленьких личностей. Педагогу необходимо научить детей технике так, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в работе свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. В ходе изобразительной деятельности дети часто рисуют в техники «Пальцевой живописи». Работа строится с учетом основных принципов: от простого к сложному, принципа наглядности, индивидуализации, связи обучения с жизнью, и реализуется на протяжении следующих этапов: этапа целенаправленного изображения, образно-сюжетного рисования. На этапе целенаправленного изображения с помощью ладошки ребёнок получает огромное количество разных отпечатков в процессе изучения возможностей собственной руки. У детей развиваются пространственные ориентировки, образное мышление, умение находить конструкторские решения, что означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию. На этом этапе ребёнок сравнивает объекты изображения, самостоятельно конкретизирует образы, передавая впечатления об окружающем. А. А. Белобрыкина отмечает: "Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике". Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы "Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству". Для успешного и действенного использования техники «Пальцевой живописи» для формирования изобразительных умений у дошкольников необходимы следующие условия:

Комплексный подход к использованию техники «Пальцевой живописи» как один из стимулов формирования изобразительных умений у дошкольников;

Создание игровых ситуаций - более привычной сферы познания для детей;

Использование разных форм организации и методов руководства совместной деятельностью по использованию техники «Пальцевой живописи» (Индивидуальная, коллективная, самостоятельная);

Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития и возможностей в процессе рисования.

Повышение уровня знаний в данной области педагогического состава с помощью консультаций, открытых мероприятий, выступлений на педсоветах.

Сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Использование непроизвольного обучения.

Непроизвольное обучение — это такое обучение, когда ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т. е. не имея перед собой цели научиться чему-то определенному в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметной для него. Такое обучение, когда оно возможно, бывает очень эффективным. Научиться чему-нибудь «между прочим», в процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то ненужное, овладевать каким-нибудь графическим навыком, который неизвестно когда и зачем понадобится. Если у ребенка возникнут настоящие художественно-творческие цели (а после проведения предложенных в данной работе занятий они непременно возникнут, если он к тому же осознает, что непослушная рука мешает ему достичь этих желанных целей, вот тогда он сможет упражнять эти качества «произвольно». И здесь на помощь ребенку приходит взрослый, предлагая разнообразные игровые приемы, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, более послушной глазу и мысли.

Главное «правило» для взрослых, если они заинтересованы в том, чтобы занятия прошли успешно и с пользой для ребенка. заключается в том, что ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре и в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры. Поэтому занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач и неудач, а не с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В противном случае ваше обучение быстро превратится в принудительное. Для успешных занятий изобразительной деятельностью ребенку понадобятся некоторые навыки, всех их не перечесть и не предусмотреть, поэтому ограничимся лишь тремя:- точное движение руки; точное смешение красок (сенсорное воспитание); точное внимание. С каждым разом усложняйте стоящие перед детьми задачи — ведь их и ваше мастерство растет. В дальнейшем, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник, разнообразить темы, материал. Но для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее. Помните,что оценка детского художественного произведения не может и не должна быть абсолютно бесспорной и однозначной. Выполняя эту работу, вы подготовите себя к более тонкому и сознательному руководству творческим развитием ваших детей. А разносторонние возможности, которые вам удастся открыть в себе и ребенке, еще раз докажут то, как разнообразен и неисчерпаем потенциал каждого человека. От нас с вами зависит, будет ли наша жизнь и жизнь ребенка удивительно интересной или обыденной и скучной. Выбор за вами.

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Нетрадиционные техники рисования Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»
Опубликовано: 30 июня 2014 в 23:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ракитина(Кузнецова) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД