чернова любовь
Методические рекомендации для педагогов при работе с дошкольниками над нравственными понятиями с использованием сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Сказка» Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями
с использованием сказки
Выполнила: воспитатель
Чернова Л. И.
г. Кувандык
Публикация «Методические рекомендации для педагогов при работе с дошкольниками над нравственными понятиями с использованием сказки» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дошкольное детство – это период усвоения нравственных и моральных норм и способов поведения. Это время, когда ребенок начинается активно включаться в жизнь общества, и здесь он сталкивается с проблемами и трудностями. Эти проблемы возникают из-за того, что у ребенка недостаточно информации об общении людей, их взаимоотношениях, не сформированы представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т. д. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, понимает суть взаимоотношений между людьми в обществе, учится оценивать свои и чужие поступки. Соответственно ребенок должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствии с ними свое поведение
И поэтому воспитывать нравственные качества, прививать моральные нормы поведения необходимо с детского сада.
Нравственное воспитание – это сложный процесс, так как должна быть сформирована положительная мотивация поведения. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по формированию мотивов осознанного и обоснованного поведения у детей.
Ребенок – дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и духовных ценностях, но еще не умеет следовать им. Выполняя нравственные нормы и требования он стремиться избежать наказания или заслужить поощрение, он не понимает и не осознает нравственного смысла действий и поступков. Поэтому ребенка необходимо учить понимать поступки других людей, оценивать их и применять на практике только положительный опыт.
Чтобы добиться понимания детьми нравственных понятий можно использовать народную сказку, так как она приобщает детей к общечеловеческому опыту предыдущего поколения, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций.
1. Рассказывать сказки следует в спокойной обстановке, которая помогает более глубокому восприятию образов, с помощью музыки можно создать эмоциональный фон.
2. Сказки, выбранные педагогом для раскрытия какого-либо нравственного понятия должны быть короткими и яркими.
3. Не нужно давать множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному.
4. Ребенку необходимо дать время подумать, осмыслить новое и неизвестное, поэтому его необходимо учить не только слушать слово воспитателя, но и молчать (в этот момент он осмысливает, обдумывает происходящее в сказке).
5. Необходимо показать детям одну и ту же ситуацию с разных сторон.
6. Учить детей сравнивать и сопоставлять, доказывать свою точку зрения: почему это так, а не иначе.
7. При работе над сказкой необходимо ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.
8. Провести аналогию между услышанным фольклорным произведением и опытом ребенка (выстраивается систематизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений).
9. Упражнять детей в выражении чувств, для того чтобы обеспечить более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (например, «Как бы ты поступил на месте…», можно использовать игру «Хорошо - плохо», для того чтобы развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления).
10. Задавать детям не только вопросы по тексту сказки, но и проблемные поискового характера (например, почему, каким образом, зачем, а что было бы если).
11. Дать детям возможность самим придумать новый, свой сюжет сказки (например, для того, чтобы злого и невоспитанного героя превратить в доброго или добавить персонажа, который поможет или научить как поступить правильно).
12. Вызвать у ребенка желание поиграть в данную сказку.
Работая со сказкой, ребенка необходимо учить
• не только слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту произведения, пересказывать ее, но и учить сопереживать героям, оценивать их поступки, искать пути для решения каких-то проблем;
• примерять роль героев на себя, что бы понять какие чувства испытывает герой сказки и хотелось бы чтобы с ним, поступили тем или иным образом.
И только когда ребенок приобретет необходимые знания и представления о нравственных качествах, поймет мотивы тех или иных поступков, будет высказывать свое отношение к ним, сопереживая, жалея или горюя вместе с персонажем, появится привычка делать добрые дела или совершать добрые, правильные поступки, только тогда нравственное качество станет частью личности.
Литература:
1. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. М. : ФОЛИО, АСТ, 2000. 464 с.