евстигнеева екатерина
Методические рекомендации для игрового комплекса «Веселые ручейки»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой комплекс «Веселые ручейки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данные рекомендации содержат материал по образовательной области «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность
Публикация «Методические рекомендации для игрового комплекса „Веселые ручейки“» размещена в разделах
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира.
Так же из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование.
Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Крупа – отличный материал для занятий с ребёнком, способствует развитию мелкой моторики рук, речи, познавательного интереса, усидчивости, концентрации внимания. Сыпучим материал оказывают успокоительный эффект, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Данный игровой комплекс позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных исследовательских действий, как условия восприятия окружающего мира.
Цели: развитие познавательной активности детей раннего возраста через игры с песком, крупой и водой.
Задачи:
• Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье малышей;
• развить психические процессы и познавательные способности детей;
• развить мелкую моторику и координацию движений;
• формировать коммуникативные навыки и игровые действия;
• способствовать успешной адаптации в коллективе;
• углублять представления о живой и неживой природе, о свойствах и
качествах воды, песка и разнообразных круп.
Вид игрового комплекса : экспериментально-игровой.
Формы работы с игровым комплексом
1. Проведение игр с песком, крупами и водой;
2. Непосредственная организованная деятельность в игровой форме;
3. Опытно – экспериментальная деятельность.
Планируемые результаты при занятиях на игровом комплексе «Веселые ручейки» :
– Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
— Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
— Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
— У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Игры с водой.
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
Игровой комплекс «Веселые ручейки» - помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов.
Игры и опыты с водой:
• Тонет не тонет
• Мокнет
• Со льдом
• Горячее, холодное
• Со снегом
• Растворяется (краска, гуашь)
• Вылавливание предметов сочком
• Путешествие кораблика
• Купание игрушек
• Стираем – маме помогаем
• Рыбалка
Игры с песком.
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки, грабельки).
Игры и опыты с песком и крупой
• Сухой – закапывание предметов в песок
• Строительство пирамидок
• Рисуем палочками на песке
• Пересыпание песка из ладошки в ладошку
• Пересыпание с мельницы
• Сырой – печем печенье
• Игры с палочками
• Закапывание, раскапывание игрушки в песке и крупе
• Строительство дорожки, горки
• Оставь свой след на песке
• Укладывание дорожек из камушков на песке
Игры с крупой
Игры с крупой — отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство — оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития, а также малышам, которым трудно концентрировать свое внимание.
Для игр с крупой нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки, грабельки).
Развивающие игры с крупой.
• Первое знакомство
• Ищем секрет
• Сортируем, перекладываем, собираем
• Пересыпаем крупу
• Определяем на ощупь
• Счет, форма, цвет