Кристина Лебедева
Методические основы применения сюжетно-ролевой игры в условиях ДОО с учетом ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Начинают формироваться определённые отношения к людям, к труду. Вырабатываются навыки и привычки поведения, складывается характер.
Игра - основная форма проявления активности ребёнка. Обогащает его воображение и эмоциональный мир, пробуждает творческие силы, развивает навыки общения с окружающими людьми.
Темочки:
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка. Его многогранного развития в социально - коммуникативной, речевой, познавательной, художественно - эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
Жизнь современного ребёнка сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Дети стремительно успевают освоить мобильный телефон, компьютер, планшет. Они с родителями слушают и смотрят одни и те же песни и телепередачи. Ходят вместе с семьёй в кафе и рестораны, выезжают за границу, путешествуют, ориентируются в марках автомобилей, и в рекламе. Дети о многом рассуждают и многим интересуются. В то же время они по-прежнему ориентированы на детские виды деятельности. Они любят радоваться, фантазировать, сочинять, рассуждать и обязательно играть.
Основной вид деятельности детей дошкольного детства - игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра - это оригинальный, свойственный ребёнку способ усвоения общественного опыта. В игре формируется и развивается личность ребёнка, происходят важные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой ступени развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В этих играх дети отражают в ролях всё, что они видят вокруг себя. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки свои собственные и своих сверстников.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся осознанными и более сложными. Игра показывает переживания ребёнка, формирует его чувства.
Основные моменты методики применения сюжетно - ролевой игры :
1. Выбор игры. Выбранную игру воспитатель включает коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому надо отчетливо представлять её реальные возможности.
2. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Важно определить предполагаемые роли и средства игровой организаций, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
3. Ознакомление детей с планом игры, совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей группы. Воспитатель ведёт беседу так, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно - ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Поэтому создание воображаемой ситуации важный и ответственный этап подготовки к игре. Проведение такой работы вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.
5. Распределение ролей. Распределяя роли в сюжетно - ролевой игре, воспитатель руководствуется общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре. Он стремиться удовлетворять игровые потребности детей. Воспитатель каждому даёт желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности утверждения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры. Вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о начале игрового действия, в котором сразу возникает воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Можно воспользоваться таким приё мом: вначале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать образец увлекательного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса:
а) взрослый организатор игры задаёт тон обращения с играющими детьми;
б) педагог по возможности обыгрывает любое дело детского коллектива;
в) все меры педагогического влияния на детей воспитатель должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации;
г) в ходе длительной сюжетно - ролевой игры целесообразно включать творческие игры;
д) можно организовать коллективные соревнования между малыми группами играющего коллектива.
8. Завершение игры. Воспитатель, разрабатывая план игры должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание. Планированию, управлению, развитию игры подлежит деятельность воспитателя, а не деятельность детей в игре.
Основным в сюжетно - ролевой игре является роль. Ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя тем или другим человеком от его имени. Одним из видов сюжетно - ролевой игры является режиссёрская игра. Особенностью режиссёрской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребёнок и за себя и за куклу, направляет действия. В этой игре ребёнок выступает в качестве режиссёра. Создает сюжет игры, сценарий, взяв тему, развивает её в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребёнок может взять на себя до четырех ролей. В режиссёрской игре речь - главный компонент. Педагогические условия развития режиссёрских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребёнка.
С принятием Федерального Стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с воспитанниками. Воспитатели максимально насыщают жизнь игрой и эмоциональными событиями.
В современной жизни единственным носителем игровой культуры в ДОО является воспитатель, способный заинтересовать, увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей её многогранности.
Эффективной формой с введением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно - ролевой и режиссерской игр должна проводиться непосредственная образовательная деятельность. Она включает в себя беседы, рассматривание иллюстративного материала, рассказ воспитателя, обсуждение видео презентаций. Немаловажен подбор художественной литературы, где есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться всевозможная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для успешного проведения игры желательно планировать эпизоды (блоки - сюжеты). Здесь воспитатель выступает и равноправным партнером и лидером, показывающим более сложные способы игровой деятельности. Режиссёрские и сюжетно - ролевые игры длительные по времени игры. Поэтому при организации жизни детей в старшей группе нужно учитывать:
- проведение режимных моментов, прогулок и НОД меняется;
- вторая половина дня отводится для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно - исследовательской, коммуникативной деятельностью, чтение художественной литературы;
- образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми.
Постоянное пополнение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития. Для развития сюжетно - ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной темой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек принимать во внимание характер требований, которые предъявляют к игрушке дети старшего возраста. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Наличие готовых комплектов, состоящих из необходимых атрибутов, позволяет детям быстро развернуть игру, подобрать дополнительные игрушки - заместители. Набор игрушек собирается воспитателем совместно с детьми по мере её развития, а не даётся в готовом виде.