Александра Золотенина
Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сапунова Надежда Викторовна, воспитатель.
г. Новокузнецк МБ ДОУ «Детский сад №43»
Тема: Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Среди творческих проявлений детей дошкольного возраста особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. По утверждению Л. С. Выготского, литературное (словесное) творчество «позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Публикация «Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
В исследованиях А. Г. Абсалямовой словесное творчество ребенка рассматривается как его речевая деятельность, связанная с восприятием известного литературного образа (объекта, внутренней и внешней интерпретацией его свойств (качеств) и создание нового словесного (литературного) образа, который является единицей словесного творчества.
Творческое рассказывание детей рассматривается М. М. Алексеевой, а также В. И. Яшиной как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Особенности творческого рассказывания, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-7 лет у ребенка, развиваются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др.
Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Организуя работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческому рассказыванию важно помнить, что в основу обучения, согласно исследованиям О. В. Кондратьевой, Т. В. Поданевой, должны быть положены следующие принципы:
– принцип систематичности и последовательности (строгая логика в изложении материала и переход к изучению нового только после усвоения старого);
– принцип доступности (объяснение материала легким доступным языком);
– принцип сотрудничества и сотворчества (обязательное взаимодействие педагога и детей в процессе организации занятий);
– принцип развивающего обучения (используется для активного развития детей, вызывает определенные творческие усилия, заставляет мыслить) [22].
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно, согласно исследованиям М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин, описание природы.
В тоже время О. С. Ушакова предлагает выделять следующие виды творческих рассказов детей старшего дошкольного возраста : придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание продолжения и завершения рассказа заключается в том, что воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Воспитатель задает детям вопросы, дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти, т. е. предложить различные варианты. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная : «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
Работая над данной проблемой О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например, серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.
Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
При этом в работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы разные методы и приемы, направленные на активное развитие словотворчества воспитанников : дидактическая игра, беседа, чтение рассказов, рассматривание картин, составление детьми рассказов по серии картин.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. В старшей группе : рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам; придумывание с детьми продолжение авторского текста. В подготовительной группе: придумывание продолжения и завершение рассказа, вспомогательные вопросы, план в виде вопросов, рассказывание по сюжету, предложенному педагогом, придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему, придумывание сказки, описание природы.
Занимаясь исследованием данной проблемы Н. Миронова предлагает использовать следующие приемы [34].
Наиболее легкий для детей прием — предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои.
Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием для развития воображения. Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок.
Активизируют воображение и речь детей и такие приемы : дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как мальчик нашел щенка», «Как девочка нашла щенка», включение в рассказ прямой речи героев.
В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста через овладение навыками творческого рассказывания выделено три этапа.
На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому, дети могут ориентироваться:
1) на реальные предметы или картины, например, «Что случится дальше на картинке?» или «Какая история может произойти с игрушечными зверушками?»;
2) на словесную инструкцию, например, сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку.
Рассмотрим виды занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
В своих исследованиях Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия:
1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.
3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».
6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.
7. Придумывание небылиц.
В тоже время Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей этого возраста :
1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.
2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.
3. Составление рассказа по пейзажной картине [8].
Таким образом, творческое рассказывание рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
В старшем дошкольном возрасте детям доступны следующие приемы составления творческих рассказов : придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему, которые способствуют развитию связной речи воспитанников. Работа по составлению воспитанниками творческих рассказов должна выстраиваться в следующей последовательности: накопление опыта, непосредственно процесс словесного творчества, оценка продукта словесного творчества.