Наталья Абрамова
Физкультурно-оздоровительная работа по здоровьесбережению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация по физкультурно - оздоровительной работе. Здоровьесбережение в старшей группе.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа по здоровьесбережению в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Так мы – педагоги, в нашем доу разработали и успешно применяем систему здоровьесбережения воспитанников, которая содержит в себе следующие направления:
Первое направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
Осмотр детей медицинским персоналом доу;
Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом доу;
Второе направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
Утренняя гимнастика;
Физкультурная нод (традиционная, тренировочная, нод-соревнования, интегрированная с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
Ритмика;
Гимнастика после сна;
Ежедневный режим прогулок;
Создание необходимой развивающей среды (спортивный уголок);
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
Музыкальная нод;
Нод по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
Босохождение;
Умывание;
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
Воздушные ванны в облегченной одежде;
Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания в нод по физическому воспитанию;
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2069041-1616246696.jpg[/IMG]
Употребление соков, овощей, фруктов;
Ингаляция;
Кварцевание групп;
Массаж.
Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в доу;
Дыхательная гимнастика;
Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
Аромотерапия;
Игровой массаж А. Уманской.
Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
Психодиагностика;
Элементы аутотренинга и релаксации;
Элементы музыкотерапии;
Индивидуальные и подгрупповые занятия в уголке психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
Обеспечение благоприятного психологического климата в доу.
Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа :
Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
Коррекция психоэмоциональной сферы;
Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмым направлением является консультативно – информационная работа :
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
Активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе доу;
Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников доу, приглашенных специалистов;
Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Так, например, особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после нод, на котором дети сидели, прогулку начинаю с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурной и музыкальной нод – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном нод и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, провожу двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления в нод, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, провожу физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям рекомендую родителям полоскать с детьми рот отварами трав, соляным раствором. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев, который устраиваю регулярно с разрешения старшей медсесты и родителей:
- успокаивающего чая (мята, пустырник);
- противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник);
- витаминного чая (смородина, крапива, шиповник);
- чая регулирующего обмен веществ (шиповник, земляника).
Оздоровительную работу провожу и в летний период, она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Таким образом, очень важно, чтобы применение сдоровьесберегающих технологий в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.