Евгений Бучель
Методические рекомендации «Организация онлайн-конкурса»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
Мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города Новосибирска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»
Статья
Организация и проведение онлайн-викторины.
(из личного профессионального опыта)
Автор: Бучель Евгений Александрович
Педагог - организатор
Новосибирск
2020 г
Публикация «Методические рекомендации „Организация онлайн-конкурса“» размещена в разделах
Сегодня, в период ограничения деятельности, связанного с мерами, предупреждающими распространение коронавирусной инфекции,педагогическое сообщество нуждается в активной и инициативной работе со стороны учреждений дополнительного образования. Дома и дворцы детского творчества, творческие объединения и студии используя данные исследований, разработанных американскими учеными, выдвинувшими "Теорию поколений", соглашаются с гипотезой о том, что современные дети принадлежат к иному поколению - Z, отличающемуся многозадачностью, гиперактивностью, желанием быстрого результата. Согласно характеристикидетей, вышеупомянутого поколения, они склонны к быстрой утомляемости, отличаются низкой концентрацией внимания, обладают слабой кратковременной памятью, что приводит к необходимости поиска новых интерактивных форм социокультурной и просветительской работы, которые бы поддерживали интерес и внимание.
Онлайн – ресурсы, особенно социальные сети, являются удобными платформами как для ведения диалога, так и для продолжения просветительской работы специалистами отдела досуга.
Воспитание ребёнка, умеющего мыслить творчески, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать в условиях ограниченного выбора из предложенных вариантов, остаётся одной из основных задач социокультурной (воспитательной) работы. Переориентированность в формировании воспитательных задач, позволяет вывести на социальные платформы онлайн – викторину.
Сама по себе форма "викторина", как и новое слово, появилась в 1928-х г. в советском пространстве в журнале "Огонёк". Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов под таким названием публиковал информационные, пропагандистские и популяризационные подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и другие "задания для ума и смекалки". Так как работа над подбором и подготовкой материалов развлекательно - познавательной рубрики занимался подчиненный Михаила Кольцова Виктор Микулин, авторы рубрики решили отталкиваться от его имени Виктор и последних букв фамилии так и появилось (сложилось) слово "викторина". Позже, соавторская команда объяснила формирование названия отимени Виктор–с латинского «победитель».
Предлагаемый для решениязадач викторины диапазон приемов интенсификации учебно-познавательной деятельности весьма широк и разнообразен. И вместе с другими современными средствами педагогики, интеллектуальная игра (в данной статье - викторина) должна занять достойное место в просветительской и воспитательной работе, так как, в отличие от многих традиционных приемов, больше ориентирована на решение культуроохранительных, культуротворческих, социоорганизационных и социопедагогических задач. Добиться этого сегодня стало возможно используя в образовании активные инновационные технологические средства и медиаресурсы, сосредоточенные вне медиа носителя, расположенные в виртуальном пространстве, в разряде мессенджеров и соцсетей, подразумевающие использование гаджета, как средства, как инструмента – коммуникатора, дающего трансляцию «педагог-ребенок», в том числе, для решения задач интеллектуальной игры.
Викторина, в этом случае будет мультизадачным инструментом, поскольку сможет не только популяризировать ту или иную тему, но и позволит сформировать навыки и развить умения ориентироваться и фильтровать информацию,научить логически подходить к ответу, позволит сохранить «право на ошибку».
Рассмотрим организацию и проведение на примере онлайн – викторины «Мой Новосибирск родной».Данная викторина популяризирует, информирует, расширяет круг знаний о городе и продолжает воспитательно-просветительскую деятельность отдела досуга МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова.
Ресурсами для подготовки вопросов к данной онлайн – викторине послужили:
- краеведческий форум «nsk-kraeved»https://nsk-kraeved.ru/
-Официальный сайт городаНовосибирскаhttps://novo-sibirsk.ru/about/history/1893-1914/
- «Живой журнал» истории Новосибирска https://nsk-history.livejournal.com/
- Музей города Новосибирскаhttps://m-nsk.ru/
- Фотоархив «BigPicture» https://bigpicture-ru.turbopages.org/
Формирование заданий викторины предполагало, как расширение кругозора в малоизвестных фактах истории города, так и желание избежать «заезженных» вопросов. Организаторы викторины старались охватить не только особенности географии и исторические вехи города, но и обратить внимание на имена почетных жителей, редкие топонимические явления, отразившиеся на карте нашего города, указать на институт побратимства, значимость нашего города как мегаполиса и его возможности, а так же перспективы.
Платформой для проведения онлайн викторины стала группа дома творчества в «ВКонтакте».
Ресурс данной социальной сети позволял не только использовать готовые формы для создания опросника, что само по себе удобно, но и получить инструменты для анализа активности участия, а так же заранее запланировать выход задания путём «отложенной публикации», что давало возможность выставлять блок заданий на этапе проведения и еженедельно его обновлять.
Получив положительный опыт проведения онлайн-викторины на платформе социальной сети, можно предполагать и задумываться о выведении такого рода педагогической деятельности в приложения «instagram»и «tik-tok», образуя новую группу подписчиков – воспитанников, как основную целевую аудиторию для дальнейшей реализации педагогических, воспитательных, просветительских и социокультурных задач.
В данной викторине приняли участие более 1000 участников, поскольку было сохранено право на ошибку, и ежедневное обновление вопросов и комментариев к ним, участники легко и в доступной форме проверяли свои знания и расширяли кругозор, читая комментарии к вопросам и развернутую информацию к размещаемым ответам.
Практика транслирования викторины в онлайн - пространство показала актуальность такой формы, определила вектор дальнейшего развития этого вида работы в условиях ограниченного взаимодействия, а так же позволила сотрудникам отдела досуга по-иному взглянуть на такое направление как просветительная работа.