Яковлева Ольга
«Серая шейка в гостях у ребят». Занятие с детьми ОНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления об особенностях внешнего вида, поведении, повадках, питании зимующих птиц посредством экспериментальной деятельности.
2. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.
3. Совершенствовать умение работы с головоломкой «Слагалица».
Развивающие:
1. Развивать внимание, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.
2. Активизировать и развивать глагольный словарь, образовывать сложные прилагательные.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственное, бережное отношение к зимующим птицам.
2. Формировать потребность вести себя в условиях природы так, чтобы не наносить вреда окружающей среде.
Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. А кто это, вы мне скажите, отгадав загадку.
Это героиня доброй сказки,
Загрустила там она.
Ведь, спасая друга зайца,
Потеряла часть крыла.
Клином улетела вся семейка
К югу в теплые края.
Но, а рыжая злодейка
Поджидала у пруда!
Вы ребята, не зевайте,
Героиню называйте! (Серая Шейка).
Вот она! А скажите, почему вы так решили, что это – Серая Шейка? Что вам помогло в загадке? (Она спасла зайца, лиса перекусила крыло, вся семья улетела в теплые края). Только вы не кричите, чтоб ее не напугать. Серая Шейка пришла к нам за помощью. Она хочет узнать, как ей перезимовать? Есть ли еще птицы, которые не улетели в теплые края? Давайте попробуем ей в этом помочь разобраться. Но сначала напомните мне, как называются птицы, которые не улетают на зиму, а остаются? (Зимующие птицы). А птицы, которые улетают в теплые края, как называются? (Перелетные). А почему они улетают, боятся замерзнуть? (Они улетают, потому что нет насекомых). Молодцы, знаете. Скажите, пожалуйста, Серую Шейку к каким птицам отнесем? (К зимующим). Ребята, утки – это перелетные птицы, но некоторые из них могут зимовать в городе на незамерзающих водоемах, где их подкармливают люди. Давайте познакомим С. Ш. с зимующими птицами. Они решили с нами поиграть и спрятались под снегом, аккуратно его стряхнем кисточками с них. Но руками их не трогаем.
1. «Раскопки». Какую птицу ты нашел? (Сорока, снегирь, дятел, свиристель, синица, сова). Как ты ее узнал? (Белые бока (Значит какая сорока? Сорока- белобокая, красная грудка (Снегирь – красногрудый, красная голова (Дятел – красноголовый, хохолок на голове (Свиристель – хохлатый, желтая грудка (Синица – желтогрудая, большие глаза (Сова – большеглазая). Молодцы! Серая Шейка сможет теперь различить птиц по их оперению. А можно ли различать птиц по их голосу? Попробуем ее научить? (Да).
2. «Узнай по голосу». Ребята, прислушайтесь. (Включаю фонограмму птичьих голосов: ворона, сорока, дятел, воробей, синица, голубь, сова, утка). Это чей голос? (Голос – утки). Доставай ее, держи. Что делает утка? (Крякает). (Ворона – каркает, сорока – стрекочет, дятел – стучит, воробей – чирикает, синица – тенькает, голубь – воркует, сова – ухает). Серая шейка говорит вам спасибо. Она теперь тоже будет различать птиц по голосу. Кладите их обратно. Ой, она мне что-то шепчет в ухо. Она боится замерзнуть в холода.
3. Эксперимент «Одежда птиц». Ребята, чем покрыто тело птиц? (Перьями). Объясните нашей гостье, зачем птицам перья? (Чтобы летать, согреваться, привлекать внимание других птиц, отпугивать врага). Все верно! Ребята, а что же делают птицы с перьями, чтобы согреться в мороз? (Они их поднимают). Правильно, в мороз птицы нахохливаются, становятся толще, больше. Давайте посмотрим, как это происходит? Эксперимент с ватным шариком. (Посмотрите на шарик - птичку, теперь пробуем его распушить, увеличить в размере, оттягивая пушок в стороны. Делаем очень аккуратно, чтобы не оторвать пушок). Молодцы. Давайте сравним с первым комочком - птичкой. Какая птичка больше ваша или моя? (Наши птички больше). У них появилась толстая, теплая одежда. Попробуйте надеть на палец эту шубку. Почувствуйте тепло. Комфортно вам? Теперь и вы, и наша гостья знаете, как птицы становятся пушистыми и это помогает им согреваться в мороз. Давайте и мы сейчас согреемся. Только мы не нахохлимся, а подвигаемся. Музыкальная пауза «Вот летают птички».
Ребята, опять обеспокоилась наша гостья. Она хочет узнать, чем же питаются зимующие птицы? (Семенами растений, ягодами, зернами, орехами, плодами, шишками). Зимой лесных запасов становится меньше и птицы прилетают в город к людям за помощью. Давайте разберемся чем можно кормить птиц, а чем нельзя.
4. «Полезные и вредные угощения для птиц». Ребята, у меня на столе разложены угощения для птиц. Давайте сделаем тарелку из полезных угощений. Выбираем и называем по очереди, что кладем птицам. (Я кладу яйцо). А что вы не положили? Почему? (Я не положил булку, заболит живот. Я не положил чипсы, они соленые. Соль для них яд). Молодцы! С этим заданием вы справились. А наша Серая Шейка очень любит мелкую рыбку, кукурузу, творог, яйца, фрукты и овощи в измельченном виде. Вы тоже можете с родителями приготовить вкусное угощение и отнести на пруд уткам.
5. «Птичья азбука».
А давайте сейчас мы покормим нашу Серую Шейку. Я приготовила ей рыбку в виде букв. Смотрите сколько их здесь плавает. Вам нужно выбрать зимующих птиц, назвать первый звук и положить к той букве, которая его обозначает. Только тогда, когда вы правильно соотнесете звук с буквой, Серая шейка сможет угоститься вашим лакомством. (Берут картинки с изображением зимующих птиц, называют птицу и первый звук, и прикрепляют их под нужную букву). Какие вы молодцы. Серая Шейка не останется голодной. Пока она ест, подскажите мне, а во что можно положить угощение не водоплавающим зимующим птицам? (Мы положим в кормушку). Давайте ее смастерим. Физминутка «Кормушка».
6. Головоломка «Слагалица».
Теперь проходите за столы и постройте кормушки для птиц. С этим заданием вы тоже справились. У вас получились замечательные кормушки.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Серая Шейка благодарит вас за ваши ответы. Она теперь знает, что едят птицы, как согреваются, чем отличаются друг от друга и сможет их узнать по голосу. Вы настоящие друзья пернатых. Спасибо вам большое!
V