Света Сарычева
Методическая разработка занятия по познавательному развитию и обучению грамотности «Путешествие в страну Финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по познавательному развитию и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
по теме: «Путешествие в страну Финансов»
___
Автор:
Сарычева
Светлана
Александровна
8 927 770 21 54
Введение
Публикация «Методическая разработка занятия по познавательному развитию и обучению грамотности „Путешествие в страну Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому, обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Конспект занятия по познавательному развитию и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: «Путешествие в страну Финансов».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие» :
1. Знакомить с понятиями «деньги», «монеты», дать первоначальные сведения из истории денег;
2. Формировать первичные элементарные экономические представления об обязательных и необязательных расходах.
«Речевое развитие» :
1. Развивать свободное общение со взрослым и детьми, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;
2. Активизировать словарь детей словами: «монеты», «деньги», «рубль», «работник банка», «банкир».
«Социально - коммуникативное развитие» :
1. Формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу;
2. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим – выслушивать друг друга, не перебивать.
«Художественно - эстетическое развитие» :
1. Совершенствовать умение создавать задуманный образ предмета в поделке;
2. Развивать воображение, творческие способности.
«Физическое развитие» :
1. Развивать двигательную активность, координацию движения.
«Воспитательные задачи» :
1. Воспитывать отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Методы и приемы :
- словесные: беседы по теме занятия, вопросы к детям, рассказ взрослого диалог с взрослым, отгадывание загадок;
- наглядные: показ слайдов «Деньги», рассматривание карточек с геометрическими фигурами, с цифрами до 10, смайликов;
- практические: изготовление плакатов «Обязательные и не обязательные расходы?»;
- игровые: игра «Путешествие», игровая ситуация «Супермаркет».
Материалы и оборудование: ТСО слайды «Деньги», презентация «Центробанк. Профессия банкир», конверт с письмом от героя Рублика, 2 листа бумаги А3, фломастеры; на каждого воспитанника карточка с цифрой, светоотражающие смайлики, карточки с геометрическими фигурами, карточки с изображением различных предметов для игры «Супермаркет»;
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Буратино», беседа «Откуда берутся деньги и как их тратить?», «Какие бывают деньги?», рассматривание коллекции «Деньги разного времени».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Музыкальная зарядка. Флешмоб
Цель: вызвать эмоциональный положительный настрой, удовлетворить потребность в двигательной активности.
Игровая Игровой прием «Купи билет»
Цель: закрепить умение находить свое место в соответствии с указанной цифрой на билете.
Дидактическая игра «Вопросы - загадки»
Цель: умение отгадывать загадки.
Игровая ситуация: «Супермаркет»
Цель: формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу.
Познавательно-исследовательская Беседа : «Какие бывают деньги?» с просмотром слайдов «Деньги». Цель: знакомить с понятиями «деньги», «монеты», дать первоначальные сведения из истории денег; Активизировать словарь детей словами: «монеты», «деньги», «рубль». Виртуальная экскурсия «Центробанк» Цель: формировать знания детей о работниках банка, банкирах; развить интерес к данной профессии.
Коммуникативная Ситуативный разговор: «Откуда берутся деньги и как их тратить?»
Цель: развивать свободное общение со взрослым и детьми, умение размышлять, высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическая Творческая работа – создание плакатов «Обязательные и не обязательные расходы»
Цель: формировать первичные элементарные экономические представления об обязательных и необязательных расходах. Совершенствовать умение создавать задуманный образ предмета в поделке. Развивать воображение, творческие способности.
Логика образовательной деятельности
№п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Педагог сообщает о том, что в детский сад пришло письмо от Рублика. Он приглашает нас в путешествие в страну «Денег – Финансов» на автобусе. Вы готовы? Дети интересуются предстоящей деятельностью, соглашаются отправиться в поездку. Дают согласие. Мотивированы на предстоящую деятельность.
Игра «Купи билет». В группе расставляются стульчики в два ряда. К детским стульчикам прикреплены карточки с цифрами (по количеству детей или картинки). Воспитатель, в роли кассира, предлагает детям взять у него билет и занять свое место в автобусе в соответствии с билетом. Выполняют действия игры, после чего занимают места в автобусе. Закреплено умение находить свое место в соответствии с указанной цифрой на билете.
2. Основная часть. Остановка «Историческая». Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов «Деньги». Знакомит детей с историей возникновения денег. Когда были изобретены деньги – никто не знает. Но приблизительно несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба, шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:
каменные деньги - каменный диск - малый экземпляр монет. А были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома, соляные бруски, раковины.
На Руси деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц. Позже в качестве денег начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь.
Затем появились монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты были дорогими, прочными и удобными, "серебряники" – название монет.
Дорогие большой стоимости монеты не всегда оказывалась удобными для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая "монета", и их стали рубить пополам. Так появились на свет "рубли". В России в 19-20 вв. появилась чеканка монет, а позже и бумажные деньги. Вопросы для беседы: Чем рассчитывались люди, когда не было денег? Удобно ли это было? Почему? Какие бывают деньги? Бумажные деньги называются купюры, а железные монеты. Какие деньги удобнее купюры или монеты? Почему? Чем расплачиваются в магазине, когда нет денег? Как называются деньги в нашей стране? Рассмотрите деньги и банковские карты. Что делают на деньгах, чтобы их нельзя было подделать? Просмотр слайдов «Деньги», участвуют в беседе и отвечают на вопросы.
Бумажные и железные.
Рассматривают настоящие купюры. Знакомы с понятиями «деньги», «монеты», даны первоначальные сведения из истории денег.
Закреплено умение отвечать на вопросы и выстраивать диалогическое сотрудничество со взрослым.
Остановка «Центробанк» Воспитатель организует виртуальную экскурсию в Банк и выступает в роли экскурсовода. Знакомит детей с профессией банкир, работник банка. Просмотр слайдов «Центробанк», участвуют в беседе и отвечают на вопросы. Расширены знания о работниках банка, развит интерес к данной профессии.
Остановка «Загадочная». Воспитатель предлагает игру «Вопросы-загадки». За правильный ответ ребенок получает смайлик. В каком магазине не купим игрушки, а купим коньки, и ботинки, и клюшки? Если заболела Юля, где мы купим ей пилюли? Кто товары продает - молоко, сметану, мед? Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? В каком магазине мы купим продукты - мясо и рыбу, овощи, фрукты? В каком магазине продают игрушки - мишек и кукол, заек и хрюшек? Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет? Молодцы! Вы быстро и правильно отвечали на вопросы. Дети отвечают на вопросы и получают смайлики за правильный ответ.
в магазине спорттоваров; в аптеке;
Продавец-покупатель; в магазине; продовольственном; в магазине игрушек;
монета. Развитие логического мышления.
Закреплено умение отгадывать загадки.
Остановка «Музыкальная». Физ. минутка «Музыкальный флешмоб».
Остановимся, отдохнем.
На экране музыкальная зарядка. Ребята, что означает народная мудрость: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Действительно, дружба важнее денег. Друг всегда придет на помощь. Улыбнемся своим друзьям и устроим веселый флэш-моб о дружбе. Дети выполняют движения под музыку. Вызван эмоциональный положительный настрой. Удовлетворена потребность в двигательной активности.
Остановка «Супермаркет». Организуется игровая ситуация «Продавец – покупатель». Педагог раскладывает на своем столе картинки, называет их и говорит, что у него магазин и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами и дает детям объяснение, что данные карточки - это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти карточку с такой же формой, как у того предмета, что вы хотите купить. Например, если вы хотите купить мяч, то вам нужны деньги с изображением круга (показывает карточку с изображением круга.) Затем педагог раздает карточки-деньги всем детям, проверяет, правильно ли ребенок выбрал карточку и продает ему данный предмет. Дети действуют по правилам игры. Каждый ребенок, приходя в магазин, выбирает себе игрушку и обращается к продавцу с просьбой продать ему выбранный предмет, при этом он подает продавцу карточку с изображением соответствующей предмету формы. Сформирована мотивация к совместной деятельности.
Остановка «Бюджетная». Беседа «Откуда берутся деньги и как правильно их тратить». На этой станции Рублик предлагает разобраться, как правильно тратить деньги. Скажите ребята, откуда в наших семьях берутся деньги? Правильно их зарабатывают родители. У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Они откуда берут деньги? На что тратят деньги? Что делать если денег на все не хватает? Необходимо правильно распоряжаться деньгами. С начало тратить деньги на обязательные расходы, а потом на то, что хочется. Какие вы знаете обязательные расходы, без которых человек не может прожить. Можно прожить без электричества, без воды, еды? А без бус можно обойтись? Дети принимают участие в беседе.
Ответы детей: экономить Обобщающие слова: коммунальные расходы, тратят на одежду, еду. Активизирован процесс мышления.
Дети принимают участие в беседе. Умение отвечать на вопрос полным предложением.
Педагог создает условия для творческой работы по теме «Обязательные и не обязательные расходы», просит детей разделиться на две команды: раскладывает картинки с изображением различных предметов обязательных и не обязательных расходов. Просит каждую команду создать свой плакат. Воспитатель, совместно с детьми, обсуждает творческую работу. Сообщает, что путешествие подошло к концу, пора отправляться обратно в детский сад. Дети по желанию делятся на две команды. Создают свой плакат обязательных и не обязательных расходов;
обсуждают творческую работу. Закреплено умение работать в команде, умение обсуждают творческую работу.
3. Заключительная часть Рефлексия
Педагог задает вопросы:
- Чем запомнилось путешествие?
- Какое задание было самым интересным?
- Что, нового узнали на остановках?
Хвалит, детей: «Мне было очень приятно с вами путешествовать». Ответы детей. Подведены итоги занятия.
Заключение
Финансовая грамотность - основа экономического благополучия человека и общества. Начать её изучение никогда не поздно, но чем раньше это сделать, тем заметнее будет результат.
Литература:
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.
2. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008
3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комарова, М. А. Васильева. -М. : Мозаика- Синтез, 2010.- 304с.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.
5. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок/ Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018
6. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт. -сост. : М. О. Еремина [и др. ]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.