Марина Черткова
Методическая разработка занятия НОД «Кто такие рыбы?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия НОД «Кто такие рыбы?» в средней группе
Цель: Знакомство детей с общими признаками и разнообразием рыб, обитающих в водоемах.
Оборудование: вертикальная развивающая среда- штора «Подводный мир», игрушки Стрекоза, Муравей, Черепаха, магнитная доска, картинки с изображением речных обитателей (рак, карп, щука, лещ, линь, язь, плотва, ерш, сом, колюшка, 2 комплекта отдельных частей рыбы для игры.
Ход занятия:
Публикация «Методическая разработка занятия НОД „Кто такие рыбы?“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Дети стоят по кругу.
Педагог: Ребята, повторяйте за мной слова и выполняйте движения, о которых говорится в стихотворении:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз-росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три-нагнулась и присела,
На четыре-полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
Педагог: -Посмотрите, ребята, пока мы играли, к нам прилетела Стрекоза. Она хочет вам что-то рассказать. Садитесь на коврик и послушайте.
Педагог показывает игрушку Стрекозы и озвучивает ее голосом.
Рассказ Стрекозы педагог сопровождает показом картинок с изображением речных обитателей (выделены в тексте стихотворения). Картинки выставляются на магнитную доску.
Стрекоза:
Я много раз пролетала над рекой.
Посмотришь не реку и, кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поближе в нее заглянуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Карп под колоду забрался,
А это огромная щука плывет, как ракета,
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Лещ отдыхает-стоит как лопата,
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
Стрекоза: Ах, как интересно наблюдать, что происходит в воде! Скорей полечу еще к реке!
(Педагог убирает игрушку Стрекозы и достает игрушку Муравья и Черепахи, разыгрывает сценку разговора Муравья и Черепахи)
Муравей: Мудрая Черепаха, кого это могла видеть в воде Стрекоза?
Черепаха: А вот догадайся сам, отгадав загадку:
По земле не ходят,
В воде они живут,
на небо не смотрят,
Звезд не считают,
людей не знают. (Рыбы)
Муравей: -Я не знаю, кто это такой живет в воде. Ребята, помогите разгадать загадку.
(Дети отвечают)
Муравей: -А кто такие рыбы? Где могут жить рыбы? (Ответы детей: это водные животные, которые живут в воде, реке, в озере, в море)
Педагог: Ребята, подойдите к шторке «Подводный мир» и расскажите Муравьишке, о том, что находится в воде?
Дети: в воде живут рыбы, растут водоросли, на дне водоема лежат ракушки, камушки, за которыми прячутся подводные жители.
- Как рыбы передвигаются в воде?
Дети: Рыбы передвигаются в воде с помощью плавников.
Муравей: -А как же рыбы дышат в воде?
Дети: Дышат рыбы жабрами.
Муравей: -Ребята, мне недавно Черепаха загадала загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Что это за одежда?
Дети: Чешуя.
Педагог: Молодцы, ребята. Вас зовет к себе Черепаха. Она хочет с вами поиграть.
Проводится игра «Кто быстрей соберет рыбку». Выбирается пара детей. Каждому ребенку выдается комплект карточек с изображением отдельных частей рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, из которых ребята должны быстро собрать рыбку. Побеждает тот, кто быстрее сложил правильно рыбку. Игра проводится 2-3 раза.
Затем детям предлагается познакомиться с некоторыми речными рыбами. Для этого выкладываются карточки с изображением щуки, красноперки, линя, сома и колюшки и рассказывается об этих рыбах.
Знакомство с речными рыбами.
-Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она на маленьких рыбешек и на крупных. Если голодная, то утащит на дно утенка или гусенка. Но еще одно прозвище есть у щуки-речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространятся болезням.
-Красноперка привлекает внимание своими красными плавничками, поэтому так и называется.
-Сома природа наградила длинными усами, которые он использует как приманку, зато у этой рыбы голое тело без чешуи. Живут сомы в больших реках с медленным течением. Питаются рыбами, лягушками.
-У колюшки три острых шипа на спине, которыми она колет своих противников. Отсюда и получила рыба свое название. Это единственная рыба, которая строит гнезда для своего потомства.
-Линь на суше покрывается пятнами, лохмотьями. Эта слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба получила такое название.
Физкультминутка проводится в форме игры. Педагог называет животных. Если это рыба-дети подпрыгивают, если животное другой группы-поворачиваются вокруг себя.
Закрепление изученного:
Черепаха: - Отгадайте мои загадки и найдите на доске отгадку.
• Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
• Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука)
• Я живу в подводной тине, страшна с виду я небось:
Рот да хвост, а между ними
Три шипа, колющих горсть. (Колюшка)
Педагог: -Скажите муравьишке, кто такие рыбы? (водные животные, которые в воде передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами и их тело покрыто чешуей)
Муравей: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, за кем так внимательно наблюдает стрекоза, когда кружит над водой. А теперь побегу скорей к своим братьям в муравейник и расскажу им обо всем, что узнал сегодня. (педагог убирает игрушку Муравья и Черепахи)
Рефлексия: -Что вам понравилось на занятии больше всего?
-Что оказалось для вас новым?
Перед вами лежат рыбки красного и желтого цвета. Выберете себе красную рыбку, если занятие вам не понравилось, а если на занятии вам было интересно, возьмите рыбку желтого цвета. В аквариум с красными водорослями запустите красных рыбок, а аквариум с желтым песочком-желтых рыбок.
В конце занятия детям предлагается поиграть в настольную игру «Ловись, рыбка!». Если ребенок поймает рыбку, он должен будет назвать ее части тела, сказать название рыбки и рассказать, где она живет.