Получи документы

Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания

Сыромятникова Дарья Витальевна
Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания.

В. Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей дошкольного возраста, поскольку для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных закаливающих процедур в этом возрасте достаточно иметь кран с водой»

Публикация «Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В, Г, Алямовской системы закаливания» размещена в разделах

Воздушные ванны. Их дети получают на ежедневных физкультурных занятиях и гимнастике после дневного сна, когда занимаются без маечек и босиком. Под одеялом температура достигает 38-39°С. Температура же в спальне обычно 18°С. Проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей температур в 20°С. Это отличный тренинг терморегуляционного аппарата, не требующий никаких затрат.

Подготовка ребенка к приему воздушных ванн осуществляется постепенно и начинается после окончания адаптационного периода. Первое время дети привыкают находиться в помещении только в платьях и рубашечках с коротким рукавом, затем в носочках. Потом их приучают спать без маечек, ходить босиком — сначала по ковровому покрытию, а затем и по непокрытому полу.

Основные принципы, которыми мы руководствуемся при организации закаливания, — это расширение зоны воздействия воды на тело ребенка и увеличение времени воздействия. За правильность обучения закаливающим водным процедурам и их организацию несет персональную ответственность не только воспитатель, но и старшая медицинская сестра. Она же по поводу каждого ребенка консультируется с врачом дошкольного учреждения.

Обучение ходьбе по мокрым дорожкам начинается после того, как дети привыкнут ходить босиком. На полу расстилаются параллельно друг другу две дорожки длиной 4—5 метров и шириной 30—40 см (их можно сшить из старых махровых полотенец). Одна дорожка мокрая (ее приносят в ведре, вторая сухая. Дети топчутся сначала секунд 15—20 на мокрой дорожке, затем перепрыгивают на сухую и энергично растирают ступни. И так повторяется 3—4 раза.

Приемы обширного умывания довольно просты. Ребенок поочередно движением от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шейку от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке и, наконец, мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди. Вода сразу должна быть прохладной (18—22°).

Обучение обширному умыванию проводится в несколько этапов:

На первом этапе ребенка учат обмывать руки. Он подставляет под струю воды пригоршню правой руки, набирает в нее воду и обмывает левую руку от кисти к локтю, произнося при этом слово «раз». То же проделывает со второй рукой. После этого малыш обмывает лицо. Руки ему массирующими движениями вытирает взрослый, а лицо он дол жен вытереть сам.

Через неделю ребенок обмывает руки уже два раза. При этом он должен считать: «раз, два». Это будет уже по 2 секунды для каждой руки. Еще через неделю руки обмываются трижды, и вся процедура увеличивается до 6 секунд. Затем до 8 и, наконец, до 10—15 секунд. Соответственно ребенок вслух считает до трех, четырех, пяти.

На втором этапе малыша учат обмывать шейку. Сначала он обмывает руки в течение 10 секунд, затем набирает в пригоршни воду, наклоняется и выплескивает ее на шейку, делая движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди. При этом считает: «раз». Затем умывает лицо. Через месяц он выполняет этот прием до 5 раз и время воздействия воды на тело увеличивается до 25—30 секунд.

На третьем этапе детей учат приемам растирания сухим полотенцем. Сначала ребенок вытирает руки движением от кисти к локтю, потом шею и лицо.

На четвертом этапе обучения детей учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. Ребенок обмывает в течение 10 секунд руки и столько же времени — шею. Затем он растирает секунд 10 мокрой ладошкой (несколько раз подставляя ее под струю воды) верхнюю часть груди и после этого умывает лицо. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается. На это уходит приблизительно одна минута.

Процедура обучения приемам обширного умывания занимает в среднем 3 месяца на каждом этапе

Конспекты закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания (Поквартальная разработка)

1 квартал

Цель: Познакомить детей с элементами закаливания, используя потешки и игры; способствовать укреплению организма, поднятию настроения и мышечного тонуса; исходить из индивидуального подхода к каждому ребенку; воспитывать интерес и желание проводить процедуры закаливания ежедневно.

Материал к занятию: 2 ребристые дорожки, одеяло, мокрое толстое полотенце на одну из дорожек, полотенце на каждого ребенка, музыка «Веселые гуси», дорожка с пуговицами, игрушки: кошка, собачка.

Содержание:

I часть. Дыхательная гимнастика и хождение по солевой дорожке.

Дети, постепенно просыпаясь, начинают принимать участие в гимнастике.

Воспитатель: Рано - рано поутру

Петушок тру-ру-ру-ру!

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку:

«Здравствуй, Солнышко-Колоколнышко!»

1 упражнение: дети делают вдох и раскидывают руки в стороны, опуская, выдыхают воздух ртом, «открывают ставенки 4 раза»

2 упражнение: поднимая руки вверх - вдох, опуская - выдох.

-Потягушеньки, порастушеньки.

3 упражнение: дети набирают воздух и сильно дуют (выдыхают ртом, долгий выдох; поднимают руки и качают ими как веточками.

-Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревце растет все выше, выше.

(упражнение повторяется 2-3 раза по мере просыпания детей)

-Ребята, а тут перед нами дорожка, мы попрыгаем немножко, а затем потопаем и ручками похлопаем.

( дети подготавливаются к ходьбе топающим шагом по солевой дорожке: прыгают, топают, ходят по пуговицам, топающим шагом двигаются за воспитателем по ребристой доске)

Шагают наши ножки По ровненькой дорожке.

(затем воспитатель предлагает пройти по мокрой дорожке в гости к бабушке, надевает платок)

-Бабушка хлопочет,

Ножками топочет:

Топ, топ, топ!

(дети проходят 1 раз по мокрой дорожке и одевают обувь)

II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.

Дети выполняют движения за воспитателем (воспитатель включает музыку русской народной песни «Два веселых гуся»).

(ходьба друг за другом или в рассыпную)

-Жили у бабуси два веселых гуся.

Один серый, другой - белый,

Два веселых гуся.

(бег на носочках)

-Мыли гуси лапки в луже у канавки:

Один серый, другой - белый,

В луже у канавки, (присесть)

-Ах, - кричит бабуся, - Ой, пропали гуси!

Один серый, другой - белый.

Гуси, мои гуси!

-Ну, вставайте, выходите, гуси, мои гуси!

(дети встают в кружок вокруг «бабуси»)

-Гуси возле бабки

Греют свои лапки.

Вот так, вот так,

Греют свои лапки.

(руки вперед, поворачивают кистями)

(воспитатель достает игрушку-кошку, дети поднимают ножки одну за другой, согнув в колене)

-Гуси возле кошки

Поднимают ножке.

Вот так, вот так

Поднимают ножки.

(разбегаются, увидев собачку)

-Жучку увидали-

Гуси убежали.

(Если дети вялые, то собачка бегает за ними и лает)

Дети пугают собачку; проводится

упражнение на восстановление дыхания «Гуси шипят».

Дети делают вдох, а на выдохе шипят, соревнуются, кто дольше будет шипеть и идут в умывальню.

III Часть. Знакомство детей с элементами обширного умывания. Воспитатель:

Вот вода для детей,

Для детей и для гусей.

-Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Воспитатель показывает, как нужно умывать руки и лицо.

Умывшиеся и взбодрившиеся дети идут одеваться.

2 квартал

Цель: Воспитание потребности в ежедневном закаливании : от удовольствия к привычке, от привычки к потребности; постепенное расширение зоны воздействия; обучение системам обширного умывания; создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки через игру, потешки и индивидуальный подход.

Материал к занятию: 2 ребристые доски, одну покрывают мокрым толстым полотенцем, сухое одеяло, полотенца на каждого ребенка, палочки для перепрыгивания, игрушка-волк.

Содержание:

I Часть. Дыхательная гимнастика и ходьба по солевой дорожке;

Дети, проснувшиеся раньше, начинают выполнять упражнения, остальные подключаются по мере пробуждения.

Воспитатель: Трень-брень, потетень,

Просыпаться пора

Открывать глаза.

1 упражнение: вдох - поднять руки вверх, выдох - опустить и присесть, 4 раза.

Выпал беленький снежок,

На дорожку, на лужок.

2 упражнение: вдох и сильный выдох, долгий, вытянуть вперед руки, покрутить кистями.

-Но подул вдруг ветерок,

Закружился снежок.

3 упражнение: вдох, задержать дыхание 2 сек., выдох.

Утих наш ветерок,

Стало тихо кругом.

Под ногами скрипит Белый-белый снежок.

4 упражнение: глубокое дыхание.

Все кругом белым-бело

И дышать свежо, свежо.

Все проснулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Посмотрели все в окно

А там все-все бело.

Дети просыпаются и встают на пол босиком.

Воспитатель: - Влево, вправо повернись

И в зайчаток превратись!

-Топ-топ топотушки

Пляшут зайки по опушке!

(дети топают и прыгают, подходят к ребристой дорожке)

-Топают ножками,

Топают ножками.

Веселятся наши зайки,

Топы-топы-топы-топы-топ!

(дети проходят за воспитателем по мокрой, затем по сухой дорожке и одевают обувь).

II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.

Воспитатель: -Наши зайки веселились,

Их головки закружились.

(дети выполняют покачивание головы влево и вправо).

-Прыг-скок, прыг-скок.

(дети выполняют подскоки).

- Оторвался каблучок

Чтоб ботинки починить

Надо гвоздики прибить

Тук-тук, тук-тук

Приколотим–ка каблук.

(дети выполняют наклоны, изображая движения молотка, забивающего гвозди)

Покажи-ка башмачок,

Посмотри-ка на носок!

(дети перескакивают через прутики-веревочки).

Оглянись, оглянись.

Надо зайкам отдыхать,

Их скорей уложим спать.

(дети приседают, закрывают глаза)

Заиньки уснули сладко.

Берегись, берегись!

Волк идет, волк идет.

Убегайте без оглядки

Беленькие зайки.

(дети убегают от волка)

-Ох, устали наши ножки

Мы похлопали в ладошки

(дети хлопают и идут за воспитателем в умывальню).

II Часть. Элементы обширного умывания.

Воспитатель: Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Мы умоемся и от воды станем сильными и смелыми. Намочим правую ручку и проведем по левой руке до локтя, скажем: «раз, два!», тоже проделаем и с левой рукой, скажем: «три, четыре!». Намочим обе ладони, положим их сзади на шею и проведем одновременно ими к подбородку, скажем: «раз, два!» Снова намочим обе ладони и умоем лицо, скажем: «три, четыре!». Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем.

Дети, выполнив элементы умывания, идут в группу одеваться.

3 квартал

Цель: Органичное вписывание элементов закаливания в режим дня, в зависимости от времени года; постепенное расширение зоны закаливания;

использование потешек и стишков во время игр; проведение закаливающих процедур на положительном эмоциональном фоне; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Материал к занятию: 2 ребристые доски, на одну кладется мокрое толстое полотенце; сухое одеяло; полотенца, погремушки, маска козы.

Содержание:

I Часть Дыхательная гимнастика и ходьба по солевой дорожке.

Дети постепенно просыпаются и проводится дыхательная гимнастика. Воспитатель: -Вот и деточки проснулись,

С боку на бок повернулись,

И на ножки скорей встали Чтобы день начать сначала.

(дети встают на кроватки)

1 упражнение: на вдохе дети поднимают руки и через стороны на выдохе опускают (2-3 раза)

-Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Тебя любят детки,

Детки-малолетки.

2 упражнение: дети на выдохе приседают, на вдохе - встают (2-3 раза)

-Дождик-дождик,

Хватит лить!

Сидят дома деточки,

Словно птички в клеточке

3 упражнение: вдох носом и выдох ртом, поднять и опустить руки (2-3 раза)

Солнышко, солнышко,

Посвети немножко.

Выйдут детки погулять,

Выйдут детки поиграть.

4 упражнение: вдох носом, задержать дыхание на 2 сек., выдох ртом, развести руки, затем опустить (2 раза)

Мы с шарами играть любим,

И поэтому надуем.

(После того как дети проснутся, все встают на пол босиком, и проводится хождение по мокрой и сухой дорожке топающим шагом)

- Поедем мы с вами на машине по дорожке в лес.

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами,

По кочкам, по кочкам.

По ухабам, по ухабам.

-Хорошая дорога, хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

Нас в сказку приглашает.

(дети одевают обувь)

II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.

В середине групповой комнаты из шнура выложен «дом». Дети становятся в этот «дом».

Воспитатель: Стоит в поле теремок.

Дверь закрыта на замок.

В домике козлята спят»

Сладко носики сопят.

(дети садятся на корточки и делают вид, что спят)

-Рано утром все вставали И зарядку выполняли,

Погремушки быстро взяли,

По лужайке зашагали.

(дети берут погремушки у воспитателя и шагают вокруг «дома»)

-А теперь мы побежим,

Погремушкой погремим.

(дети бегут и гремят погремушками)

-Надо в круг теперь нам встать,

Погремушки показать.

(дети встают в круг, погремушки вперед и за спину, 4 раза)

-Погремушки поднимаем,

А потом их опускаем (дети выполняют)

-Стали дружно преседать, 4 раза -Погремушками стучать, (приседания)

Будем ножки выставлять,

С погремушками играть.

(дети кладут погремушки на пол, поочередно выставляют ноги с касанием погремушки, 4 раза)

Воспитатель приглашает детей зайти в “дом”

-Мама в лес густой пойдет,

Вам покушать принесет.

Дверь закройте на крючок,

А то съест вас всех волчок.

Импровизация игры с волком: волк стучит, козлята прячутся (приседают и закрывают глаза); волк уходит - козлята встают и хлопают в ладоши. Приходит коза: -Выходите-ка, козлятки,

Я для вас нашла водицы.

Дети идут за воспитателем в умывальню.

III Часть. Элементы обширного умывания.

Воспитатель: Бежит, бежит водичка,

Из родничка, из леса,

Прямо к нам.

- Ребята, мы умываемся, солнцу улыбаемся, чтобы быть здоровыми, крепкими и сильными. Умываем левую ручку правой: «раз, два», правую левой: «три, четыре» до плеча, затем намочим обе ладони, положим их сзади на шею и проведем ими одновременно к подбородку и скажем: «раз, два».

- Намочим снова обе ладони и умоем лицо, скажем «три, четыре».

- Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем и пойдем одеваться.

4 квартал.

Цель: Продолжение осуществления элементов закаливания в зависимости от времени года; обеспечить профилактику заболеваний исходя из индивидуального подхода к каждому ребенку; поднятие настроения и мышечного тонуса после сна; использование русских народных потешек и игр в двигательной активности детей.

Материал к занятию: 2 ребристые дорожки, одеяло, мокрое толстое полотенце, полотенце на каждого ребенка, иллюстрации деревенской жизни.

Содержание:

I Часть. Дети просыпаются постепенно (для тех, кто проснулся раньше, проводится дыхательная гимнастика, просыпающиеся включаются в упражнения)

Воспитатель: -Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся, мой дружок,

Встань, мой! (имя ребенка)

1 упражнение: дети поднимают руки вверх и делают вдох, затем опускают и делают выдох (сидя).

-Тревка-муравка со сна поднялась,

2 упражнение: дети поднимают руки в стороны и делают вздох, на выдохе опускают (стоя)

-Птица-синица за зерна взялась,

3 упражнение: дети поднимают руки вверх на вдохе, на выдохе опускают (встают на носочки)

-Детки наши подросли,

4 упражнение: дети на выдохе наклоняются вперед.

И. п. : стоя, руки на поясе вдох носом, выдох ртом.

-И гулять они пошли.

(повторяется 2-3 раза по мере просыпания детей)

-Ребята, мы с вами отправимся сегодня в деревню по этой дорожке (дети вслед за воспитателем двигаются по мокрой дорожке, затем по сухой топающим шагом, 2 мин., одевают обувь).

-Зашагали ножки: топ-топ-топ.

-Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

-Ну-ка, веселее: топ-топ-топ!

-Вот как мы умеем: топ-топ-топ!

II Часть: Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.

Воспитатель:-Вставайте свободно, чтобы не мешать друг другу; мы посмотрим, что увидели наши куклы Алена и Ваня с Машей:

(воспитатель читает стихи, а дети выполняют движения)

-Что увидел я в колхозе?

Видел я, как травы косят.

Раз, два, три, четыре - Вот как дружно мы косили.

(движения прямыми руками вправо-влево)

-Видел, как кладут стога,

А стога - под облака.

Раз, два, три, четыре - Наклонились, распрямились.

(наклоны туловища, подъем на носки)

-Вот по полю скачут кони - Даже ветер не догонит.

(бег на носках или подражание галопу лошади)

-Раз, два, три. Раз, два, три - Вот веселые прыжки.

Прыг-скок. Прыг-скок-

Приземляйся на носок.

(прыжки)

-Вот колодец, там вода,

И вкусна, и холодна.

Низко кланяется ей Деревянный журавель.

(наклоны с касанием пола)

Хорошо в деревне жить,

За грибами в лес ходить!

Но приехал паровоз

И меня домой увез.

(ходьба на месте и построение в паровоз, топающим шагом уход в умывальню)

III Часть. Элементы обширного умывания.

-Вот колодезна вода,

И прозрачна, холодна.

-Открываем, дети краны, умываемся, закаляемся.

-Будем смелыми и умелыми.

-А для этого намочим правую ручку и проведем по всей левой руке до плеча, сделаем круговое движение по верхней части груди, скажем: «раз, два!»; тоже проделаем с левой рукой - «три, четыре!». Намочим обе ладошки, положим их сзади на шею и проведем ими одновременно к подбородку, скажем: «раз, два!». Намочим снова обе ладошки и умоем лицо, скажем: «три, четыре!». Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем.

Дети, выполнив элементы умывания, после идут в группу одеваться.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 летМетодическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет Как организовать музыкально-конструктивную деятельность: "Музыкальный досуг юных инженеров"Цель музыкально-конструктивной деятельности:.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания»Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания» 24 июня. Фестиваль закаливания на МААМ. Лето самое выгодное время года, для закаливания. И естественные природные факторы: воздух, солнце.

Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей»Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей» Сегодня почти каждая мама знает дорогу к врачу-ортопеду. Многие следуют рекомендациям специалистов и приобретают для малышей ортопедическую.

Методическая разработка. Игровое занятие «Дружба». Возраст детей от 4 до 7 лет Игровое занятие «Дружба». Цель: Учить детей строить взаимоотношения с большой группой сверстников, развивать умение общаться легко и непринужденно.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением»Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением» Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток! Сегодня я хочу продолжить ромашковую тему. На сайте мною.

Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания»Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания» Закаливающие способы — это воздух, вода и солнце. Правила закаливания детей летом. 1. Закаливающие процедуры надо проводить систематически.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 13:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания» (включая файлы) размещена пользователем Сыромятникова Дарья Витальевна (УИ 1407686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД