Сыромятникова Дарья Витальевна
Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания.
В. Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей дошкольного возраста, поскольку для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных закаливающих процедур в этом возрасте достаточно иметь кран с водой»
Публикация «Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В, Г, Алямовской системы закаливания» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Воздушные ванны. Их дети получают на ежедневных физкультурных занятиях и гимнастике после дневного сна, когда занимаются без маечек и босиком. Под одеялом температура достигает 38-39°С. Температура же в спальне обычно 18°С. Проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей температур в 20°С. Это отличный тренинг терморегуляционного аппарата, не требующий никаких затрат.
Подготовка ребенка к приему воздушных ванн осуществляется постепенно и начинается после окончания адаптационного периода. Первое время дети привыкают находиться в помещении только в платьях и рубашечках с коротким рукавом, затем в носочках. Потом их приучают спать без маечек, ходить босиком — сначала по ковровому покрытию, а затем и по непокрытому полу.
Основные принципы, которыми мы руководствуемся при организации закаливания, — это расширение зоны воздействия воды на тело ребенка и увеличение времени воздействия. За правильность обучения закаливающим водным процедурам и их организацию несет персональную ответственность не только воспитатель, но и старшая медицинская сестра. Она же по поводу каждого ребенка консультируется с врачом дошкольного учреждения.
Обучение ходьбе по мокрым дорожкам начинается после того, как дети привыкнут ходить босиком. На полу расстилаются параллельно друг другу две дорожки длиной 4—5 метров и шириной 30—40 см (их можно сшить из старых махровых полотенец). Одна дорожка мокрая (ее приносят в ведре, вторая сухая. Дети топчутся сначала секунд 15—20 на мокрой дорожке, затем перепрыгивают на сухую и энергично растирают ступни. И так повторяется 3—4 раза.
Приемы обширного умывания довольно просты. Ребенок поочередно движением от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шейку от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке и, наконец, мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди. Вода сразу должна быть прохладной (18—22°).
Обучение обширному умыванию проводится в несколько этапов:
На первом этапе ребенка учат обмывать руки. Он подставляет под струю воды пригоршню правой руки, набирает в нее воду и обмывает левую руку от кисти к локтю, произнося при этом слово «раз». То же проделывает со второй рукой. После этого малыш обмывает лицо. Руки ему массирующими движениями вытирает взрослый, а лицо он дол жен вытереть сам.
Через неделю ребенок обмывает руки уже два раза. При этом он должен считать: «раз, два». Это будет уже по 2 секунды для каждой руки. Еще через неделю руки обмываются трижды, и вся процедура увеличивается до 6 секунд. Затем до 8 и, наконец, до 10—15 секунд. Соответственно ребенок вслух считает до трех, четырех, пяти.
На втором этапе малыша учат обмывать шейку. Сначала он обмывает руки в течение 10 секунд, затем набирает в пригоршни воду, наклоняется и выплескивает ее на шейку, делая движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди. При этом считает: «раз». Затем умывает лицо. Через месяц он выполняет этот прием до 5 раз и время воздействия воды на тело увеличивается до 25—30 секунд.
На третьем этапе детей учат приемам растирания сухим полотенцем. Сначала ребенок вытирает руки движением от кисти к локтю, потом шею и лицо.
На четвертом этапе обучения детей учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. Ребенок обмывает в течение 10 секунд руки и столько же времени — шею. Затем он растирает секунд 10 мокрой ладошкой (несколько раз подставляя ее под струю воды) верхнюю часть груди и после этого умывает лицо. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается. На это уходит приблизительно одна минута.
Процедура обучения приемам обширного умывания занимает в среднем 3 месяца на каждом этапе
Конспекты закаливания детей после сна на основе разработанной В. Г. Алямовской системы закаливания (Поквартальная разработка)
1 квартал
Цель: Познакомить детей с элементами закаливания, используя потешки и игры; способствовать укреплению организма, поднятию настроения и мышечного тонуса; исходить из индивидуального подхода к каждому ребенку; воспитывать интерес и желание проводить процедуры закаливания ежедневно.
Материал к занятию: 2 ребристые дорожки, одеяло, мокрое толстое полотенце на одну из дорожек, полотенце на каждого ребенка, музыка «Веселые гуси», дорожка с пуговицами, игрушки: кошка, собачка.
Содержание:
I часть. Дыхательная гимнастика и хождение по солевой дорожке.
Дети, постепенно просыпаясь, начинают принимать участие в гимнастике.
Воспитатель: Рано - рано поутру
Петушок тру-ру-ру-ру!
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку:
«Здравствуй, Солнышко-Колоколнышко!»
1 упражнение: дети делают вдох и раскидывают руки в стороны, опуская, выдыхают воздух ртом, «открывают ставенки 4 раза»
2 упражнение: поднимая руки вверх - вдох, опуская - выдох.
-Потягушеньки, порастушеньки.
3 упражнение: дети набирают воздух и сильно дуют (выдыхают ртом, долгий выдох; поднимают руки и качают ими как веточками.
-Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревце растет все выше, выше.
(упражнение повторяется 2-3 раза по мере просыпания детей)
-Ребята, а тут перед нами дорожка, мы попрыгаем немножко, а затем потопаем и ручками похлопаем.
( дети подготавливаются к ходьбе топающим шагом по солевой дорожке: прыгают, топают, ходят по пуговицам, топающим шагом двигаются за воспитателем по ребристой доске)
Шагают наши ножки По ровненькой дорожке.
(затем воспитатель предлагает пройти по мокрой дорожке в гости к бабушке, надевает платок)
-Бабушка хлопочет,
Ножками топочет:
Топ, топ, топ!
(дети проходят 1 раз по мокрой дорожке и одевают обувь)
II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.
Дети выполняют движения за воспитателем (воспитатель включает музыку русской народной песни «Два веселых гуся»).
(ходьба друг за другом или в рассыпную)
-Жили у бабуси два веселых гуся.
Один серый, другой - белый,
Два веселых гуся.
(бег на носочках)
-Мыли гуси лапки в луже у канавки:
Один серый, другой - белый,
В луже у канавки, (присесть)
-Ах, - кричит бабуся, - Ой, пропали гуси!
Один серый, другой - белый.
Гуси, мои гуси!
-Ну, вставайте, выходите, гуси, мои гуси!
(дети встают в кружок вокруг «бабуси»)
-Гуси возле бабки
Греют свои лапки.
Вот так, вот так,
Греют свои лапки.
(руки вперед, поворачивают кистями)
(воспитатель достает игрушку-кошку, дети поднимают ножки одну за другой, согнув в колене)
-Гуси возле кошки
Поднимают ножке.
Вот так, вот так
Поднимают ножки.
(разбегаются, увидев собачку)
-Жучку увидали-
Гуси убежали.
(Если дети вялые, то собачка бегает за ними и лает)
Дети пугают собачку; проводится
упражнение на восстановление дыхания «Гуси шипят».
Дети делают вдох, а на выдохе шипят, соревнуются, кто дольше будет шипеть и идут в умывальню.
III Часть. Знакомство детей с элементами обширного умывания. Воспитатель:
Вот вода для детей,
Для детей и для гусей.
-Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Воспитатель показывает, как нужно умывать руки и лицо.
Умывшиеся и взбодрившиеся дети идут одеваться.
2 квартал
Цель: Воспитание потребности в ежедневном закаливании : от удовольствия к привычке, от привычки к потребности; постепенное расширение зоны воздействия; обучение системам обширного умывания; создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки через игру, потешки и индивидуальный подход.
Материал к занятию: 2 ребристые доски, одну покрывают мокрым толстым полотенцем, сухое одеяло, полотенца на каждого ребенка, палочки для перепрыгивания, игрушка-волк.
Содержание:
I Часть. Дыхательная гимнастика и ходьба по солевой дорожке;
Дети, проснувшиеся раньше, начинают выполнять упражнения, остальные подключаются по мере пробуждения.
Воспитатель: Трень-брень, потетень,
Просыпаться пора
Открывать глаза.
1 упражнение: вдох - поднять руки вверх, выдох - опустить и присесть, 4 раза.
Выпал беленький снежок,
На дорожку, на лужок.
2 упражнение: вдох и сильный выдох, долгий, вытянуть вперед руки, покрутить кистями.
-Но подул вдруг ветерок,
Закружился снежок.
3 упражнение: вдох, задержать дыхание 2 сек., выдох.
Утих наш ветерок,
Стало тихо кругом.
Под ногами скрипит Белый-белый снежок.
4 упражнение: глубокое дыхание.
Все кругом белым-бело
И дышать свежо, свежо.
Все проснулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Посмотрели все в окно
А там все-все бело.
Дети просыпаются и встают на пол босиком.
Воспитатель: - Влево, вправо повернись
И в зайчаток превратись!
-Топ-топ топотушки
Пляшут зайки по опушке!
(дети топают и прыгают, подходят к ребристой дорожке)
-Топают ножками,
Топают ножками.
Веселятся наши зайки,
Топы-топы-топы-топы-топ!
(дети проходят за воспитателем по мокрой, затем по сухой дорожке и одевают обувь).
II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.
Воспитатель: -Наши зайки веселились,
Их головки закружились.
(дети выполняют покачивание головы влево и вправо).
-Прыг-скок, прыг-скок.
(дети выполняют подскоки).
- Оторвался каблучок
Чтоб ботинки починить
Надо гвоздики прибить
Тук-тук, тук-тук
Приколотим–ка каблук.
(дети выполняют наклоны, изображая движения молотка, забивающего гвозди)
Покажи-ка башмачок,
Посмотри-ка на носок!
(дети перескакивают через прутики-веревочки).
Оглянись, оглянись.
Надо зайкам отдыхать,
Их скорей уложим спать.
(дети приседают, закрывают глаза)
Заиньки уснули сладко.
Берегись, берегись!
Волк идет, волк идет.
Убегайте без оглядки
Беленькие зайки.
(дети убегают от волка)
-Ох, устали наши ножки
Мы похлопали в ладошки
(дети хлопают и идут за воспитателем в умывальню).
II Часть. Элементы обширного умывания.
Воспитатель: Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Мы умоемся и от воды станем сильными и смелыми. Намочим правую ручку и проведем по левой руке до локтя, скажем: «раз, два!», тоже проделаем и с левой рукой, скажем: «три, четыре!». Намочим обе ладони, положим их сзади на шею и проведем одновременно ими к подбородку, скажем: «раз, два!» Снова намочим обе ладони и умоем лицо, скажем: «три, четыре!». Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем.
Дети, выполнив элементы умывания, идут в группу одеваться.
3 квартал
Цель: Органичное вписывание элементов закаливания в режим дня, в зависимости от времени года; постепенное расширение зоны закаливания;
использование потешек и стишков во время игр; проведение закаливающих процедур на положительном эмоциональном фоне; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Материал к занятию: 2 ребристые доски, на одну кладется мокрое толстое полотенце; сухое одеяло; полотенца, погремушки, маска козы.
Содержание:
I Часть Дыхательная гимнастика и ходьба по солевой дорожке.
Дети постепенно просыпаются и проводится дыхательная гимнастика. Воспитатель: -Вот и деточки проснулись,
С боку на бок повернулись,
И на ножки скорей встали Чтобы день начать сначала.
(дети встают на кроватки)
1 упражнение: на вдохе дети поднимают руки и через стороны на выдохе опускают (2-3 раза)
-Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко.
Тебя любят детки,
Детки-малолетки.
2 упражнение: дети на выдохе приседают, на вдохе - встают (2-3 раза)
-Дождик-дождик,
Хватит лить!
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке
3 упражнение: вдох носом и выдох ртом, поднять и опустить руки (2-3 раза)
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко.
Выйдут детки погулять,
Выйдут детки поиграть.
4 упражнение: вдох носом, задержать дыхание на 2 сек., выдох ртом, развести руки, затем опустить (2 раза)
Мы с шарами играть любим,
И поэтому надуем.
(После того как дети проснутся, все встают на пол босиком, и проводится хождение по мокрой и сухой дорожке топающим шагом)
- Поедем мы с вами на машине по дорожке в лес.
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами,
По кочкам, по кочкам.
По ухабам, по ухабам.
-Хорошая дорога, хорошая дорога,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
Нас в сказку приглашает.
(дети одевают обувь)
II Часть. Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.
В середине групповой комнаты из шнура выложен «дом». Дети становятся в этот «дом».
Воспитатель: Стоит в поле теремок.
Дверь закрыта на замок.
В домике козлята спят»
Сладко носики сопят.
(дети садятся на корточки и делают вид, что спят)
-Рано утром все вставали И зарядку выполняли,
Погремушки быстро взяли,
По лужайке зашагали.
(дети берут погремушки у воспитателя и шагают вокруг «дома»)
-А теперь мы побежим,
Погремушкой погремим.
(дети бегут и гремят погремушками)
-Надо в круг теперь нам встать,
Погремушки показать.
(дети встают в круг, погремушки вперед и за спину, 4 раза)
-Погремушки поднимаем,
А потом их опускаем (дети выполняют)
-Стали дружно преседать, 4 раза -Погремушками стучать, (приседания)
Будем ножки выставлять,
С погремушками играть.
(дети кладут погремушки на пол, поочередно выставляют ноги с касанием погремушки, 4 раза)
Воспитатель приглашает детей зайти в “дом”
-Мама в лес густой пойдет,
Вам покушать принесет.
Дверь закройте на крючок,
А то съест вас всех волчок.
Импровизация игры с волком: волк стучит, козлята прячутся (приседают и закрывают глаза); волк уходит - козлята встают и хлопают в ладоши. Приходит коза: -Выходите-ка, козлятки,
Я для вас нашла водицы.
Дети идут за воспитателем в умывальню.
III Часть. Элементы обширного умывания.
Воспитатель: Бежит, бежит водичка,
Из родничка, из леса,
Прямо к нам.
- Ребята, мы умываемся, солнцу улыбаемся, чтобы быть здоровыми, крепкими и сильными. Умываем левую ручку правой: «раз, два», правую левой: «три, четыре» до плеча, затем намочим обе ладони, положим их сзади на шею и проведем ими одновременно к подбородку и скажем: «раз, два».
- Намочим снова обе ладони и умоем лицо, скажем «три, четыре».
- Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем и пойдем одеваться.
4 квартал.
Цель: Продолжение осуществления элементов закаливания в зависимости от времени года; обеспечить профилактику заболеваний исходя из индивидуального подхода к каждому ребенку; поднятие настроения и мышечного тонуса после сна; использование русских народных потешек и игр в двигательной активности детей.
Материал к занятию: 2 ребристые дорожки, одеяло, мокрое толстое полотенце, полотенце на каждого ребенка, иллюстрации деревенской жизни.
Содержание:
I Часть. Дети просыпаются постепенно (для тех, кто проснулся раньше, проводится дыхательная гимнастика, просыпающиеся включаются в упражнения)
Воспитатель: -Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся, мой дружок,
Встань, мой! (имя ребенка)
1 упражнение: дети поднимают руки вверх и делают вдох, затем опускают и делают выдох (сидя).
-Тревка-муравка со сна поднялась,
2 упражнение: дети поднимают руки в стороны и делают вздох, на выдохе опускают (стоя)
-Птица-синица за зерна взялась,
3 упражнение: дети поднимают руки вверх на вдохе, на выдохе опускают (встают на носочки)
-Детки наши подросли,
4 упражнение: дети на выдохе наклоняются вперед.
И. п. : стоя, руки на поясе вдох носом, выдох ртом.
-И гулять они пошли.
(повторяется 2-3 раза по мере просыпания детей)
-Ребята, мы с вами отправимся сегодня в деревню по этой дорожке (дети вслед за воспитателем двигаются по мокрой дорожке, затем по сухой топающим шагом, 2 мин., одевают обувь).
-Зашагали ножки: топ-топ-топ.
-Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
-Ну-ка, веселее: топ-топ-топ!
-Вот как мы умеем: топ-топ-топ!
II Часть: Гимнастика в комплексе с воздушной ванной.
Воспитатель:-Вставайте свободно, чтобы не мешать друг другу; мы посмотрим, что увидели наши куклы Алена и Ваня с Машей:
(воспитатель читает стихи, а дети выполняют движения)
-Что увидел я в колхозе?
Видел я, как травы косят.
Раз, два, три, четыре - Вот как дружно мы косили.
(движения прямыми руками вправо-влево)
-Видел, как кладут стога,
А стога - под облака.
Раз, два, три, четыре - Наклонились, распрямились.
(наклоны туловища, подъем на носки)
-Вот по полю скачут кони - Даже ветер не догонит.
(бег на носках или подражание галопу лошади)
-Раз, два, три. Раз, два, три - Вот веселые прыжки.
Прыг-скок. Прыг-скок-
Приземляйся на носок.
(прыжки)
-Вот колодец, там вода,
И вкусна, и холодна.
Низко кланяется ей Деревянный журавель.
(наклоны с касанием пола)
Хорошо в деревне жить,
За грибами в лес ходить!
Но приехал паровоз
И меня домой увез.
(ходьба на месте и построение в паровоз, топающим шагом уход в умывальню)
III Часть. Элементы обширного умывания.
-Вот колодезна вода,
И прозрачна, холодна.
-Открываем, дети краны, умываемся, закаляемся.
-Будем смелыми и умелыми.
-А для этого намочим правую ручку и проведем по всей левой руке до плеча, сделаем круговое движение по верхней части груди, скажем: «раз, два!»; тоже проделаем с левой рукой - «три, четыре!». Намочим обе ладошки, положим их сзади на шею и проведем ими одновременно к подбородку, скажем: «раз, два!». Намочим снова обе ладошки и умоем лицо, скажем: «три, четыре!». Ополоснем руки, вытрем насухо полотенцем.
Дети, выполнив элементы умывания, после идут в группу одеваться.