Аршинова Наталья Николаевна
Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума «Учись учиться — учись учить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Аршинова Наталья Николаевна,
заведующий, учитель-логопед
СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»
Чупракова Галина Георгиевна,
педагог-психолог, руководитель ТПМПК
СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»
Нозикова Елена Валерьяновна, учитель-логопед
СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»
Аннотация
«Тишина царит в дремущем лесу,
Тёрны тущизатья нули сонсе,
Птитцыхлопщутцелы день.
Рутцеймельтерецки»
Публикация «Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума „Учись учиться — учись учить!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети, страдающие нарушением письменной речи, которое называется «дисграфия».
Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер.
Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 50% всех случаев у школьников начальных классов и в 35% - у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, и чаще всего в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
Семинар-практикум «Учись учиться – учись учить!» для учителей начальных классов и учителей-логопедов школ города проводится с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ОО по вопросам диагностики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов.
Ключевые слова: дисграфия, дислексия, дизорфография.
Описание семинара- практикума :
Семинар-практикум проходит в два этапа. 1 этап (очный) : команда педагогов собирается на базе своей образовательной организации для решения конкурсных заданий. Задания педагогам представлены специалистом СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2» в определенный день проведения семинара-практикума. Задания выполняются в течение 1 часа в присутствие специалиста «Центра ПМСС». Выполненные работы для оценки результата передаются организаторам семинара-практикума. Ответы команд оформляются в таблицу.
Задание 1
Перед командой работа ученика- диктант «Осень». Проверьте этот диктант. Запишите количество орфографических, специфических и пунктуационных ошибок. На выполнение задания 10 минут.
Задание 2
Перед командой три работы разных учеников: «Кто как зиму встретил», «Утро», «Весной». Проверьте эти работы. В каком или каких случаях мы будем говорить о нарушении письменной речи. На выполнение задания 7 минут.
Задание 3
Перед командой четыре работы с различными нарушениями письменной речи, Команде необходимо проанализировать ошибки каждой работы и определить вид нарушения. На выполнение задания 5 минут.
Дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза
Аграмматическаядисграфия
Оптическая дисграфия
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания-акустическая дисграфия
Задание 4
Перед командой три работы: «Весенний лес», «Путник», «Зима». Проверьте эти диктанты, в каком/каких случаях мы будем говорить о дизорфографии. На выполнение задания 10 минут.
Задание 5
Прослушайте аудиозаписи, сделанные при проверке техники чтения у обучающихся 2 класса. В каком случае мы можем говорить о нарушении чтения – дислексии. На выполнение задания 10 минут.
2 этап (заочный) : после анализа выполненных работ определяется команда, набравшая большее количество баллов. Все команды получают папку с материалами по диагностике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов для дальнейшего самообразования (презентации, электронные книги по видам нарушений, буклеты, памятки).
Памятка
«Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения»
Игровые упражнения, используемые на письме.
Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чё рточками: каждая буква – чёрточка.
Упражнение 2.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о.
Упражнение 3.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!
Упражнение 4.
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.
Упражнение 5.
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.
Упражнение 6.
Игра «Отгадай слово»
Можно придумать различные варианты игры. Например: детям предлагается условное изображение яйца. Внутри него расположены различные предметы. Узнать кто вылупится из яйца можно, если выделить из названий предметов первый звук (СЛОН, ТРАКТОР,РАДИО,АСТРА,УДОЧКА,СЫР– СТРАУС)
Практикующие учителя-логопеды отмечают, что дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше- у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Давно известно – проблему легче предупредить, чем исправлять потом красной пастой в тетрадях первоклассников.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, педагог должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Благодаря данному семинару, учителя могут попрактиковаться в определении дисграфичесих, дизорфографических ошибок в письменных работах обучающихся; необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к учителю-логопеду.