Папки-передвижки

Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума «Учись учиться — учись учить!»

Аршинова Наталья Николаевна
Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума «Учись учиться — учись учить!»
▼ Скачать + Заказать документы

Аршинова Наталья Николаевна,

заведующий, учитель-логопед

СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»

Чупракова Галина Георгиевна,

педагог-психолог, руководитель ТПМПК

СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»

Нозикова Елена Валерьяновна, учитель-логопед

СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2»

Аннотация

«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущизатья нули сонсе,

Птитцыхлопщутцелы день.

Рутцеймельтерецки»

Публикация «Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума „Учись учиться — учись учить!“» размещена в разделах

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети, страдающие нарушением письменной речи, которое называется «дисграфия».

Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 50% всех случаев у школьников начальных классов и в 35% - у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, и чаще всего в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Семинар-практикум «Учись учиться – учись учить для учителей начальных классов и учителей-логопедов школ города проводится с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ОО по вопросам диагностики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, дизорфография.

Описание семинара- практикума :

Семинар-практикум проходит в два этапа. 1 этап (очный) : команда педагогов собирается на базе своей образовательной организации для решения конкурсных заданий. Задания педагогам представлены специалистом СП «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2» в определенный день проведения семинара-практикума. Задания выполняются в течение 1 часа в присутствие специалиста «Центра ПМСС». Выполненные работы для оценки результата передаются организаторам семинара-практикума. Ответы команд оформляются в таблицу.

Задание 1

Перед командой работа ученика- диктант «Осень». Проверьте этот диктант. Запишите количество орфографических, специфических и пунктуационных ошибок. На выполнение задания 10 минут.

Задание 2

Перед командой три работы разных учеников: «Кто как зиму встретил», «Утро», «Весной». Проверьте эти работы. В каком или каких случаях мы будем говорить о нарушении письменной речи. На выполнение задания 7 минут.

Задание 3

Перед командой четыре работы с различными нарушениями письменной речи, Команде необходимо проанализировать ошибки каждой работы и определить вид нарушения. На выполнение задания 5 минут.

Дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза

Аграмматическаядисграфия

Оптическая дисграфия

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания-акустическая дисграфия

Задание 4

Перед командой три работы: «Весенний лес», «Путник», «Зима». Проверьте эти диктанты, в каком/каких случаях мы будем говорить о дизорфографии. На выполнение задания 10 минут.

Задание 5

Прослушайте аудиозаписи, сделанные при проверке техники чтения у обучающихся 2 класса. В каком случае мы можем говорить о нарушении чтения – дислексии. На выполнение задания 10 минут.

2 этап (заочный) : после анализа выполненных работ определяется команда, набравшая большее количество баллов. Все команды получают папку с материалами по диагностике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов для дальнейшего самообразования (презентации, электронные книги по видам нарушений, буклеты, памятки).

Памятка

«Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения»

Игровые упражнения, используемые на письме.

Упражнение 1.

Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чё рточками: каждая буква – чёрточка.

Упражнение 2.

Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о.

Упражнение 3.

В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

Упражнение 4.

Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.

Упражнение 5.

После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

Упражнение 6.

Игра «Отгадай слово»

Можно придумать различные варианты игры. Например: детям предлагается условное изображение яйца. Внутри него расположены различные предметы. Узнать кто вылупится из яйца можно, если выделить из названий предметов первый звук (СЛОН, ТРАКТОР,РАДИО,АСТРА,УДОЧКА,СЫР– СТРАУС)

Практикующие учителя-логопеды отмечают, что дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше- у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Давно известно – проблему легче предупредить, чем исправлять потом красной пастой в тетрадях первоклассников.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, педагог должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Благодаря данному семинару, учителя могут попрактиковаться в определении дисграфичесих, дизорфографических ошибок в письменных работах обучающихся; необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к учителю-логопеду.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Проведение семинара-практикума «Театральный калейдоскоп»Проведение семинара-практикума «Театральный калейдоскоп» С целью расширения знаний педагогов о театрализованной деятельности и целесообразности ее использования в процессе развития речи дошкольников.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Конспект занятия-рассуждения по развитию речи «Учись у них — у дуба, у березы» для детей 5–6 летКонспект занятия-рассуждения по развитию речи «Учись у них — у дуба, у березы» для детей 5–6 лет Тема: «Составление логических пар: объекты природы – предметы, созданные руками человека». Приоритетная образовательная область: речевое.

Методическая разработка сценария мероприятия, посвященного 100-летию комсомола, для 8–9 классов Не расстанусь с комсомолом… Сценарий к юбилею комсомола Видеоролик «Посвящается комсомольцам СССР» Ведущий: Добрый день уважаемые учителя,.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ).

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Тренинг для подростков «Учись говорить «нет»Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума «Учись учиться — учись учить!»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 14:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка внеурочного мероприятия семинара-практикума «Учись учиться — учись учить!»» (включая файлы) размещена пользователем Аршинова Наталья Николаевна (УИ 3185573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД