Екатерина Овчинникова
Основные направления преодоления нарушений в согласовании числительных с существительными у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий — наиболее важные и актуальные проблемы у детей, страдающих речевой патологией. В детском саду компенсирующего вида № 465 г. о. Самара корригируют речь дошкольники от 4 до7 лет, имеющие речевое заключение: общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней с различными клиническими проявлениями. Это дети с ринолалией, алалией. дизартрией и другое.
В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.
Публикация «Основные направления преодоления нарушений в согласовании числительных с существительными у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Имя числительное — часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счете и изменяющаяся по падежам (количественные, или по родам, падежам и числам (порядковые).
• Количественные числительные обозначают собственно количество или число : один, два, пять, десять и т. д. ;
• собирательные — количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д. ;
• порядковые — числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый.
Требованием ФГОС в работе с дошкольниками является интеграция образовательных областей, включение всех участников коррекционного процесса в работу по единому тематическому плану. Педагоги нашего детского сада имеют определенный опыт работы по включению учителя-логопеда в образовательную деятельность с детьми, которую осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог. Так, при реализации образовательной области «Познавательное развитие» учитель-логопед и воспитатель в тесной взаимосвязи успешно работают над употреблением сочетаний числительных с существительными.
Очевидно, что, занимаясь формированием математических представлений, основной задачей воспитателя является успешное овладение детьми математическими понятиями. Однако, здесь необходимо решать и коррекционные задачи. Совместно с учителем-логопедом развивается словарный запас детей, развиваются навыки связной речи (формирование фразы, объединение их в короткое высказывание и т. д., происходит формирование грамматических конструкций.
Речевое обследование дошкольников логопедических групп свидетельствует о том, что у 85% детей большое количество ошибок наблюдается при употреблении и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, отмечается неправомерное использование окончания -ов- (например, много стулов, пять окнов).
Эта падежная форма наиболее употребительна, именно ее требуют числительные от 5 до 10. Дети, имеющие заключение ОНР, не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительным. Воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять речевые ошибки за исключением тех, над которыми логопед еще не работал с ребенком.
Учитель-логопед обращает внимание воспитателей на то, что, в отличие от массовой группы детского сада, формируя правильное согласование существительных с числительными, необходимо требовать не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительное. Например, при решении задач ребенок должен ответить, что на поляне стало пять зайцев, а потом шесть зайцев, семь зайцев (воспитатель предлагал ответить на вопрос, сколько зайцев стало на полянке, когда к пяти зайцам прискакал один, затем два, три зайца). На первых этапах работы окончание правомерно произносить утрированно. При стойкой автоматизации полученной речевой модели дети могут называть только итог.
Закрепляются поставленные речевые функции во всех режимных моментах. При организации дежурства, при подготовке к приему пищи воспитатель задает вопросы: «Сколько ложек, вилок, тарелок, салфеток и т. д. ты положил на стол?» Терпеливо дожидается ответа от ребенка, исправляет ошибки и акцентирует внимание на правильном окончании существительного. Такая же работа проводится при рисовании, аппликации, конструировании, когда речь идет о карандашах, деталях конструктора и заготовках для аппликации. Роль учителя-логопеда заключается в том, что он обязан строго отбирать лингвистический материал: одинаковые окончания существительных, на первых порах ударная позиция окончания. Учителя-логопеды определили следующую последовательность работы над формами родительного падежа существительных. На первом году обучения целесообразно отрабатывать формы с окончаниями –ок- (марок);
-ек- (девочек); -ей- (мячей, -ев- (деревьев); -ов- (голов). На втором году - повторение усвоенных форм и формы с нулевой флексией (окон).
Создавая методические рекомендации по формированию навыков падежного изменения, в детском саду был проведен педагогический совет, одним из обсуждаемых вопросов которого был «Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровней навыков падежного изменения». На нем учителя-логопеды обратили особое внимание на употребление существительных в сочетании со словами МНОГО-МАЛО и количественными числительными. Выступающие предоставили систему работы над падежными формами, это можно представить следующим образом:
1. Сочетание наречий МНОГО, МАЛО и числительных от 5 до 10 с родительным падежом существительных (много, мало: 5-10 дверей, веточек);
2. Родительный падеж сочетаний числительных (от 2 до10) с существительными от двух (3-10) дверей, веточек;
3. Дательный падеж данных сочетаний: к двум (3-10) дверям, веточкам;
4. Винительный падеж данных сочетаний с неодушевленными, а потом с одушевленными существительными, например, вижу два (3-4) карандаша, двух (3-4) бабочек, пять(6-10) бабочек, карандашей);
5. Творительный падеж названных сочетаний, наименее употребляемый в речи дошкольников : двумя (3-10) карандашами.
Данная последовательность работы представлена в статье Н. Л. Крыловой, опубликованной в журнале «Дефектология» №4 за 1980 год. Нами этот материал взят за основу, проведена работа по отбору лингвистического материала с учетом слоговой структуры слов, наличия в словах определенных фонем (сохранные и нарушенные звуки).
Учителя-логопеды подготовили практические упражнения и игры, которые призваны автоматизировать необходимую грамматическую конструкцию. К ним можно отнести известные игры:
- «Чего не стало?» (ряд картинок с изображением на каждой множества однородных предметов). По команде «день» дети называют предметы, по команде «ночь» закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок и дает команду «день». Дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?» (не стало чашек, тарелок, салфеток и т. д.)
- «Доскажи предложение» с использованием картинок или по памяти, или из личного опыта. Например : на опушке леса росло много… (ромашек). Над цветами летало много (бабочек). В группе у детей много (игрушек).
- «Сложи сам». Из 4-х квадратов, 4-х прямоугольников, 4-х треугольников, 4-х кружков сложить заданную фигуру, работать можно по образцу, по замыслу. Далее ребенок описывает проделанную работу, рассказывая, из чего сложен его предмет (я сложил башню из четырех кругов, четырех прямоугольников).
-Дидактическая игра «Лото». Лото может быть самое разнообразное, по различным лексическим группам. Детям раздаются большие карточки, на них два, три, четыре детеныша зверей (белочки, зайчики и т. д., на маленьких – взрослое животное. Логопед предъявляет маленькую карточку и задает вопрос: «С кем?». Рбенок отвечает «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».
Успешно могут в такой работе использоваться сказки с драматизацией, настольный кукольный театр - задаются вопросы по содержанию сказки: «С кем жил зайка? (с тремя братиками-зайчатами, «С кем пошел гулять?» (с двумя зайчатами) и т. д. Логопеды подбирают произведения художественной литературы, например, стихотворение С. Михалкова «Андрюшка». После прочтения стихотворения дети отвечают на вопрос «Чего было много в магазине?». В методической копилке учителя-логопеда находится целый раздел игр и упражнений, который позволяет вести коррекционную работу с детьми по согласованию существительных с числительными. Игры и упражнения используются как учителями-логопедами, так и воспитателями, рекомендованы родителям для игр в домашних условиях.
Комплексная работа всех участников коррекционного процесса позволяет достигать эффективности в работе по формированию лексико-грамматических конструкций с использованием существительных и числительных.
Литература.
1. Под ред. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. - Москва, 2005.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – Москва, 1998.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников -
С. -Петербург, 1999.
4. Журнал «Логопед» №10, 2012.
5. Журнал «Дефектология», №4, 1980.