Анна Акулова
Методическая разработка «В мире сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 655 отделение ДОД Приморского района Санкт-Петербурга
Познавательный проект «В мире сказок»
в средней группе «Светлячок»
Организатор проекта:
Воспитатель Акулова А. А.
Санкт-Петербург
2020-2021 гг.
Актуальность:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Мы, педагоги, считаем это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Именно поэтому мы решили продолжить знакомство с русскими народными сказками, а также познакомить детей с авторскими сказками русских и зарубежных писателей.
Публикация «Методическая разработка „В мире сказок“» размещена в разделах
Проблема:
• У детей нет интереса к произведениям художественной литературы и устного народного творчества.
• Узкий кругозор, низкий уровень развития связной речи, бедность словарного запаса.
Цель проекта: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у детей любовь к сказкам, как к произведению искусства, а также воспитывать уважение к традициям народной культуры.
2. Формировать умение узнавать персонажей сказок по загадкам, картинкам, иллюстрациям; узнавать название сказок по чтению отрывков из произведения; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
3. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
4. Совершенствовать культуру речи, умение детей рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
5. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей.
6. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Объект исследования: русские народные сказки, авторские сказки русских
и зарубежных писателей
Вид проекта: познавательный, творческий
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети – родители – воспитатели
Материалы и оборудования: наглядно-методические пособия, книги со сказками, иллюстрации к сказкам, репродукции картин русских художников, диски с аудио-сказками, видеоэкран, викторина «Путешествие по сказкам», настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки, театральные костюмы, маски, пальчиковый театр, кукольный театр, бумажный театр, магнитный театр, игры с прищепками, стихи, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, игровые и изобразительные материалы.
Ожидаемые результаты для детей:
• Приобщение детей к художественной литературе, к богатству русской народной культуры, национальным особенностям характера и быта русского человека.
• Постановка более связной, выразительной речи детей, расширение словарного запаса.
• Развитие творческих способностей во всех видах деятельности.
• Узнавание сказок по услышанным отрывкам текста, загадкам, картинкам, иллюстрациям, содержанию, описанию событий.
• Умение самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
• Развитие совместного творчества родителей и детей;
• Активное включение в педагогический процесс ДОД, заинтересованность в сотрудничестве с педагогами.
Подготовительный этап:
1. Выявление первоначальных знаний детей о любимых сказках.
2. Анкетирование родителей по теме: «Какие книги вы читаете дома с детьми?».
3. Чтение русских народных и авторских сказок русских и зарубежных писателей дома и в группе.
4. Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.
5. Организация книжной выставки в группе: сказки, иллюстрации, открытки, репродукции картин русских художников.
6. Подбор раскрасок с изображением сюжетов и героев различных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
7. Подбор настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
8. Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр: маски, костюмы, куклы.
План реализации проекта:
1. Знакомство с русскими народными сказками : «Заюшкина избука», «Снегурочка», «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Сивка-Бурка» и др.
2. Знакомство с авторскими сказками русских и зарубежных писателей:
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка»; Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
3. Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Мой любимы сказочный персонаж", «На кого из сказочных героев ты хотел бы быть похожим?», «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Прослушивание звукозаписей детских сказок, просмотр мультфильмов.
5. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
6. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок» (сюжетные картинки, «Играем сказки с любимыми персонажами» (кукольный, пальчиковый, бумажный театры, магнитные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка» (магнитные сказки, «Любимый персонаж» (игры с прищепками, «Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, «Назови сказку»(загадки, «Узнай сказку по зачину» (чтение отрывков, «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Разыграй свою сказку».
7. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая Лиса», «Водяной», «Аленушка и Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Тише едешь»,
«Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Золотые ворота», «Веселая карусель».
8. Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.
9. Рисование сказочных персонажей по теме : «Мой любимый сказочный герой». Выставка детских рисунков.
10. Аппликация по сказке «Заячья избушка».
11. Показ настольного театра по сказкам «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка»,
12. Обыгрывание сюжетов из сказок «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
13. Загадки о сказках и сказочных персонажей. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
14. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
15. Физминутки по русским народным сказкам.
16. Драматизация по авторской сказке : «Снежная Королева» Г. Х. Андерсена.
17. Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
18. Организация книжной выставки «Русские народные сказки».
19. Консультации для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки».
Итоговые мероприятия:
• Выставка детских работ на тему «Мой любимый сказочный герой».
• Коллективная работа по сказке «Снегурочка».
• Инсценировка сказки «Снежная Королева» в музыкальном зале.
• Книжка-раскладушка по произведению Г. Сапгир «Самокат».
• Видеофильм в формате «Читаем вместе» (родители читают детям) :
«Госпожа Метелица» сказка Братьев Гримм.